Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики

ОТЧЕТ об итогах мониторинга и оценки эффективности Постановления Правительства Кыргызской Республики «О вопросах Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики» от 28 мая 2012 года № 324

31-12-2015

ОТЧЕТ об итогах мониторинга и оценки эффективности Постановления Правительства Кыргызской Республики «О вопросах Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики» от 28 мая 2012 года № 324

1. Объект мониторинга:

Постановление Правительства Кыргызской Республики «О вопросах Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики» от 28 мая 2012 года № 324.

2. Основания проведения мониторинга:

1) Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Порядка проведения мониторинга и оценки эффективности нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики» от 23 марта 2015 года № 139;

2) План, утвержденный приказом ГСФР от 1 апреля 2015 года № 23/П.

3. Субъекты, проводившие мониторинг:

1) сотрудники Организационно-правового отдела ГСФР;

4. Период осуществления мониторинга: 2012-2015 годы.

5. Вид мониторинга: Точечный.

6. Методика мониторинга:

Мониторинг проведен в соответствии с Порядком проведения мониторинга и оценки эффективности нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 марта 2015 года № 139.

6.1. При проведении мониторинга проведены:

1) анализ объекта мониторинга;

2) аналитическое обобщение данных правоприменительной и судебной практики о действии объекта мониторинга;

3) аналитическое обобщение обращений граждан и юридических лиц по вопросам, затрагивающим действие объекта мониторинга;

4) обмен между государственными органами информацией о действии объекта мониторинга.

6.2. При проведении мониторинга не проведены:

1) опрос общественного мнения по поводу содержания и действия объекта мониторинга, поскольку объект мониторинга регулирует деятельность ГСФР;

7. Обобщенная информация о практике применения объекта мониторинга:

ПОКАЗАТЕЛИ

ИНФОРМАЦИЯ

1.

соблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина

Гарантированные права, свободы и законные интересы человека и гражданина соблюдены.

2.

наличие нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена нормативными правовыми актами, обладающими более высокой юридической силой

1) статья 90 Конституции Кыргызской Республики;

2) Закон Кыргызской Республики «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности»

3.

соблюдение пределов компетенции Правительства Кыргызской Республики при издании нормативного правового акта

Соблюдены.

4.

соответствие нормативного правового акта вступившим в установленном порядке в силу международным договорам, участницей которых является Кыргызская Республика, а также вышестоящим нормативным правовым актам

Обнаружены словосочетания «финансирование терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» не соответствующие Закону Кыргызской Республики «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности».

Обнаружены несоответствия международным стандартам в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической деятельности.

5.

наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов

Отсутствуют.

6.

полнота правового регулирования общественных отношений

Выявлены общественные отношения, требующие правового урегулирования

7.

наличие коллизий норм права

Отсутствуют.

8.

наличие ошибок юридико-технического характера

Отсутствуют.

9.

использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов исполнительной власти, декларативных и устаревших норм права

Отсутствуют.

10.

количество и содержание обращений, связанных с применением нормативного правового акта, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями единообразия его применения

Отсутствуют.

8. Итоги проведенного мониторинга:
8.1. выводы о состоянии объекта мониторинга:
1) Постановление Правительства Кыргызской Республики «О вопросах Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики» от 28 мая 2012 года № 324, Приложение4 (Положение о Фонде развития и материального обеспечения Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики), Приложение 5 (Описание знамени и эмблемы Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики) и Приложение 6 (Эскизы знамени и эмблемы Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики) к данному постановлению соответствуют всем 10 показателям.
2) Приложение 1 (Положение о Комиссии по вопросам противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем), Приложение 2 (Состав Комиссии по вопросам противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем), Приложение 3 (Устав учебно-методического центра Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики) соответствуют 8 показателям из 10, т.е.
- не выявлены устаревшие, коррупциогенные, декларативные и неэффективно реализуемые нормы права.
- выявлены несоответствие с нормативными правовыми актами равной юридической силой и обладающими более высокой юридической силой, а также выявлены общественные отношения, требующие правового урегулирования.
В целом состояние объекта мониторинга удовлетворительное.

8.2. заключение по результатам мониторинга с указанием факторов, снижающих эффективность объекта мониторинга:
Не выявлены существенные факторы, снижающие эффективность объекта мониторинга.

8.3. предложения о внесении изменений и (или) дополнений, о признании утратившими силу (в случае необходимости), либо о принятии новых нормативных правовых актов:
Необходимо разработать проект постановления Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики «О вопросах Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики» от 28 мая 2012 года № 324» по следующим обоснованиям:
Во-первых,
В основном, предлагается в пунктах 1-3 Постановления Правительства Кыргызской Республики от 28 мая 2012 года № 324 и приложениях 1-3 к данному постановлению слова «финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» заменить словами «легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности».
Данное предложение обосновывается тем, что в соответствии со статьей 3 Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 28 июля 2015 года № 200 - в названии и по всему тексту Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» слова «финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» заменены словами «легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности».
Также, согласно статье 4 Закона Кыргызской Республики от 28 июля 2015 года № 200 - Правительству Кыргызской Республики и Национальному банку Кыргызской Республики поручено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
В результате чего, постановление Правительства от 28 мая 2012 года № 324 и его приложения будут приведены в соответствие с Законом Кыргызской Республики «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности».
Во-вторых,
Предлагается Комиссию по вопросам противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, действующей при Правительстве Кыргызской Республики, наделить следующими новыми целями и задачами:
- обеспечение согласованных действий заинтересованных государственных органов Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения;
- организация работы по подготовке и реализации государственной стратегии (политики) по противодействию легализации (отмывания) преступных доходов, финансированию террористической или экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения на основании выявленных рисков в данной сфере;
- рассмотрение информации надзорных (контролирующих) органов Кыргызской Республики по проведению проверок лиц, представляющих сведения, по вопросам соблюдения требований законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности;
- принятие решений о проведении и координации оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов, финансирования террористической или экстремистской деятельности и финансирования распространения оружия массового уничтожения в Кыргызской Республике, а также об одобрении и опубликовании отчетов о результатах данной оценки.
Данные предложения обосновываются тем, что в международных стандартах по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма (ПОД/ФТ) и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПФРОМУ) предусмотрены следующие критерии для оценки:
«1.1. Странам следует определить и оценить риски в сфере ОД/ФТ для страны.
1.2. Страны должны определить орган или механизм для координации мер по оценке рисков.
2.1. Страны должны иметь национальную политику по ПОД/ФТ, построенную на основании информации о выявленных рисках, и регулярно актуализируемую.
2.2. Страны должны назначить орган или иметь координационный или иной механизм, ответственный за национальную политику по ПОД/ФТ.
2.3. Должны быть в наличии механизмы, обеспечивающие условия для взаимодействия высших должностных лиц, подразделения финансовой разведки (ПФР), правоохранительных органов, органов надзора и других заинтересованных компетентных органов и, где это необходимо, координации между собой действий на национальном уровне в отношении разработки и применения политики и действий в области ПОД/ФТ. Такие механизмы должны применяться как на уровне высшего руководства страны, так и на оперативном уровне.
2.4. Компетентные органы должны иметь аналогичные механизмы взаимодействия и, где это необходимо, координацию для борьбы с финансированием оружия массового уничтожения.».

В результате чего Положение о Комиссии по вопросам противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, будет приведено в соответствие с международными стандартами по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Следует отметить, что в соответствии с Соглашением о Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, подписанным 16 июня 2011 года в городе Москва и ратифицированным Законом Кыргызской Республики от 15 июня 2012 года № 83, Кыргызская Республика является государством-членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и должна предпринимать активные шаги по разработке и применению законодательства по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, соответствующего рекомендациям ФАТФ.
В-третьих,
В Состав Комиссии по вопросам противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (далее - Комиссия), предлагается внести следующие изменения и дополнения:
- предлагается определить председателем Комиссии - Премьер-министра Кыргызской Республики;
- предлагается исключить из состава Комиссии - Министра транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики и Председателя Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики;
- предлагается включить в состав Комиссии - Директора Государственного агентства связи при Правительстве Кыргызской Республики.
Данные предложения обосновываются тем, что в соответствии с Распоряжением Премьер-министра Кыргызской Республики от 11 ноября 2015 года № 498 - Премьер-министр Кыргызской Республики (Сариев Т.А.) координирует работу по противодействию финансирования терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также координирует деятельность Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики.
Практика работы Комиссии показала, что рассмотрение вопросов противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности не входит в компетенцию Министра транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики и Председателя Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики.
Вместе с тем, считаем целесообразным включить в качестве члена Комиссии - Директора Государственного агентства связи при Правительстве Кыргызской Республики, поскольку согласно Положению о перечне надзорных органов и об их полномочиях, утвержденному постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2010 года № 135, Государственное агентство связи при Правительстве Кыргызской Республики осуществляет контроль за деятельностью организаций почтовой и телеграфной связей по исполнению положений Закона Кыргызской Республики «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» и других нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ним.
В-четвертых,
В Устав учебно-методического центра Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики (УМЦ), утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 28 мая 2012 года № 324, предлагается внести следующие изменения и дополнения:
- предлагается слова «финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» заменить словами «легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности»;
- учитывая, что функции менеджера УМЦ должен осуществлять директор УМЦ, предлагается в штатном расписании УМЦ исключить слово «менеджер»;
- предлагается пункт 13 Устава дополнить словами «Национального банка Кыргызской Республики», поскольку на практике сотрудники Национального банка Кыргызской Республики выступают в качестве преподавателей в УМЦ;
- в пункте 14 Устава предлагается установить, что директор УМЦ будет назначаться на должность и освобождаться от должности Председателем Финансовой разведки, поскольку директор УМЦ не предусмотрен в Реестре государственных должностей Кыргызской Республики, утверждённого Указом Президента Кыргызской Республики от 26 июня 2013 года № 145, а также УМЦ осуществляет свою деятельность на условиях самофинансирования;
- в пункте 30 Устава и учитывая, что УМЦ является самостоятельным юридическим лицом, предлагается установить, что порядок проведения и состав комиссии по принятию итогового экзамена определяются решением УМЦ для приведение в соответствие с пунктом 9 Положения о порядке подготовки и переподготовки кадров по вопросам противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2010 года № 135

9. Рекомендуемые решения:
9.1. Проект постановления Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики «О вопросах Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики» от 28 мая 2012 года № 324», разработанный по итогам проведенного мониторинга, внести на рассмотрение Аппарата Правительства Кыргызской Республики в соответствии с Регламентом Правительства Кыргызской Республики или Межведомственной комиссии при Министерстве юстиции Кыргызской Республики по инвентаризации нормативных правовых актов.
9.2. Информацию об итогах проведенного мониторинга опубликовать на официальном сайте ГСФР и направить в адрес Аппарата Правительства Кыргызской Республики.