ОТЧЕТ об итогах мониторинга и оценки эффективности Постановления Правительства Кыргызской Республики «О Государственной службе финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики» от 20 февраля 2012 года № 130
1. Объект мониторинга:
Постановление Правительства Кыргызской Республики «О Государственной службе финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики» от 20 февраля 2012 года № 130.
2. Основания проведения мониторинга:
1) Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Порядка проведения мониторинга и оценки эффективности нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики» от 23 марта 2015 года № 139;
2) План, утвержденный приказом ГСФР от 1 апреля 2015 года № 23/П.
3. Субъекты, проводившие мониторинг:
1) сотрудники Организационно-правового отдела ГСФР;
4. Период осуществления мониторинга: 2012-2015 годы.
5. Вид мониторинга: Точечный.
6. Методика мониторинга:
Мониторинг проведен в соответствии с Порядком проведения мониторинга и оценки эффективности нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 марта 2015 года № 139.
6.1. При проведении мониторинга проведены:
1) анализ объекта мониторинга;
2) аналитическое обобщение данных правоприменительной и судебной практики о действии объекта мониторинга;
3) аналитическое обобщение обращений граждан и юридических лиц по вопросам, затрагивающим действие объекта мониторинга;
6.2. При проведении мониторинга не проведены:
1) опрос общественного мнения по поводу содержания и действия объекта мониторинга, поскольку объект мониторинга регулирует деятельность ГСФР;
2) обмен между государственными органами информацией о действии объекта мониторинга, поскольку объект мониторинга регулирует деятельностьГСФР.
7. Обобщенная информация о практике применения объекта мониторинга:
№ | ПОКАЗАТЕЛИ | ИНФОРМАЦИЯ |
1. | соблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина | Объект мониторинга регулирует деятельность ГСФР. Гарантированные права, свободы и законные интересы человека и гражданина соблюдены. |
2. | наличие нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена нормативными правовыми актами, обладающими более высокой юридической силой | 1) статья 90 Конституции Кыргызской Республики; 2) Указ Президента Кыргызской Республики «О вопросах передачи отдельных государственных органов в ведение Правительства Кыргызской Республики» от 21 января 2011 года № 15; |
3. | соблюдение пределов компетенции Правительства Кыргызской Республики при издании нормативного правового акта | Соблюдены. |
4. | соответствие нормативного правового акта вступившим в установленном порядке в силу международным договорам, участницей которых является Кыргызская Республика, а также вышестоящим нормативным правовым актам | Обнаружены словосочетания «финансирование терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» не соответствующие Закону Кыргызской Республики «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности». Обнаружены несоответствия международным стандартам в сфере противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической деятельности. |
5. | наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов | Отсутствуют. |
6. | полнота правового регулирования общественных отношений | Объект мониторинга регулирует деятельность ГСФР. Выявлены задачи и функции ГСФР, которые фактически выполняются, однако юридически не закреплены. |
7. | наличие коллизий норм права | Обнаружены несоответствия норм подпунктов 1 и 2 пункта 8 Положения о ГСФР с нормами, предусмотренными в Постановлении Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2010 года № 135. |
8. | наличие ошибок юридико-технического характера | Отсутствуют. |
9. | использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов исполнительной власти, декларативных и устаревших норм права | Отсутствуют. |
10. | количество и содержание обращений, связанных с применением нормативного правового акта, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями единообразия его применения | Отсутствуют. |
8. Итоги проведенного мониторинга:
8.1. выводы о состоянии объекта мониторинга:
1) Постановление Правительства Кыргызской Республики «О Государственной службе финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики» от 20 февраля 2012 года № 130 и Приложение 2 (Схема управления Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики) к данному постановлению соответствует по всем 10 показателям.
2) Приложение 2 (Положение о Государственной службе финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики) соответствует 7 показателям из 10, т.е.
- не выявлены устаревшие, коррупциогенные, декларативные и неэффективно реализуемые нормы права.
- выявлены противоречия между нормативными правовыми актами равной юридической силой и обладающим более высокой юридической силой, а также выявлены общественные отношения, требующие правового урегулирования.
В целом состояние объекта мониторинга удовлетворительное.
8.2. заключение по результатам мониторинга с указанием факторов, снижающих эффективность объекта мониторинга:
Не выявлены существенные факторы, снижающие эффективность объекта мониторинга.
8.3. предложения о внесении изменений и (или) дополнений, о признании утратившими силу (в случае необходимости), либо о принятии новых нормативных правовых актов:
Необходимо разработать проект постановления Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики «О Государственной службе финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики» от 20 февраля 2012 года № 130» по следующим обоснованиям:
1) по всему тексту:
- слова «финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» в различных падежах заменить словами «легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» в соответствующих падежах;
- аббревиатуры «ПФТЭ/ЛОД» заменить аббревиатурами «ПЛПД/ФТЭД».
Данное предложение обосновывается тем, что в соответствии со статьей 3 Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 28 июля 2015 года № 200 - в названии и по всему тексту Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» слова «финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» заменены словами «легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности».
Предлагаемая аббревиатура «ПЛПД/ФТЭД» означает «противодействие легализации преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности».
Следует отметить, что согласно статьи 4 Закона Кыргызской Республики от 28 июля 2015 года № 200 - Правительству Кыргызской Республики и Национальному банку Кыргызской Республики поручено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
В результате чего, приложение 1 к постановлению Правительства от 20 февраля 2012 года № 130 будет приведено в соответствие с Законом Кыргызской Республики «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности».
2) Предлагается подпункт 3 пункта 7 и абзац восьмой подпункта 1 пункта 8 Положения о ГСФР изложить в другой редакции, которая связана с оценкой рисков легализации (отмывания) преступных доходов, финансирования террористической или экстремистской деятельности и финансирования распространения оружия массового уничтожения, а также организацией работы по реализации государственной стратегии (политики) по ПЛПД/ФТЭД.
Данные предложения обосновываются тем, что в Рекомендациях ФАТФ, являющихся международными стандартами по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма (ПОД/ФТ) и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПФРОМУ), предусмотрены следующие критерии для оценки:
«1.1. Странам следует определить и оценить риски в сфере ОД/ФТ для страны.
1.2. Страны должны определить орган или механизм для координации мер по оценке рисков.
2.1. Страны должны иметь национальную политику по ПОД/ФТ, построенную на основании информации о выявленных рисках и регулярно актуализируемую.
2.2. Страны должны назначить орган или иметь координационный или иной механизм, ответственный за национальную политику по ПОД/ФТ.
2.3. Должны быть в наличии механизмы, обеспечивающие условия для взаимодействия высших должностных лиц, подразделения финансовой разведки (ПФР), правоохранительных органов, органов надзора и других заинтересованных компетентных органов и, где это необходимо, координации между собой действий на национальном уровне в отношении разработки и применения политики и действий в области ПОД/ФТ. Такие механизмы должны применяться как на уровне высшего руководства страны, так и на оперативном уровне.
2.4. Компетентные органы должны иметь аналогичные механизмы взаимодействия и, где это необходимо, координации для борьбы с финансированием оружия массового уничтожения.».
В результате внесенных поправок в подпункт 3 пункта 7 и абзац восьмой подпункта 1 пункта 8 Положения о ГСФР, функция ГСФР будет соответствовать международным стандартам по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 7 Соглашения о Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, подписанного 16 июня 2011 года в городе Москва и ратифицированного Законом Кыргызской Республики от 15 июня 2012 года № 83, Кыргызская Республика является государством-членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и должна предпринимать активные шаги по разработке и применению законодательства по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, соответствующего рекомендациям ФАТФ.
3) Предлагается абзац тринадцатый подпункта 1 пункта 8 и абзац второй подпункта 2 пункта 8 Положения о ГСФР изложить в другой редакции в целях приведения в соответствие с Положениями, утвержденными с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2010 года № 135.
Необходимо отметить, что в соответствии с Положениями, утвержденными с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2010 года № 135, Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики разрабатывает и утверждает различные перечни, справочники и типовые формы в целях использования при реализации законодательства Кыргызской Республики в сфере ПЛПД/ФТЭД.
В связи с этим, для исключения несоответствий в названиях данных перечней, справочников и типовых форм предлагается использовать отсылку на решения Правительства Кыргызской Республики.
Кроме того, в пункте 10 Положения о порядке приостановления операций (сделок), замораживания и размораживания средств, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2010 года № 135 (в редакции постановления Правительства Кыргызской Республики от 12 октября 2012 года № 716) установлены сроки и случаи издания Государственной службой финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики распоряжения о замораживании средств.
Следует отметить, что в соответствии с частью 5 статьи 3 Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 28 июля 2015 года № 200 - пункт 5 статьи 3 Закона Кыргызской Республики «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» изложен в новой редакции, согласно которому порядок приостановления операции (сделки) и замораживания операции (сделки) или средств физического или юридического лица, включенного в перечень лиц, причастных к террористической или экстремистской деятельности или распространению оружия массового уничтожения, а также порядок формирования и опубликования данного перечня устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.
Следует также отметить, что норма о замораживании на срок до пяти рабочих дней осуществление операций (сделок) с денежными средствами или имуществом уполномоченным государственным органом, предусмотренная в части 3 статьи 5 Закона Кыргызской Республики утратила силу в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 28 июля 2015 года № 200.
4) Предлагается подпункт 4 пункта 8 Положения о ГСФР дополнить новыми функциями ГСФР:
- в части ведения учета информации о выполнении юридическими и физическими лицами требований законодательства Кыргызской Республики в сфере ПЛПД/ФТЭД, а также информации о примененных административных взысканиях и иных санкциях за нарушение требований законодательства Кыргызской Республики в сфере ПЛПД/ФТЭД в целях реализации Положения о перечне надзорных органов и об их полномочиях, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2010 года № 135;
- в части проведения обмена информацией с компетентными органами иностранных государств по вопросам поиска и замораживания активов, выведенных незаконным (преступным) путем за пределы Кыргызской Республики в целях реализации Постановления Правительства Кыргызской Республики «О мерах по возвращению активов, выведенных незаконным (преступным) путем за пределы Кыргызской Республики» от 17 октября 2012 года № 721;
- в части принятия решения и направления информации по вопросам приостановления перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в соответствии с Договором о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и/или денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2011 года в целях реализации статьи 5-1 Закона Кыргызской Республики «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности»;
- в части оказания содействия в проведении предварительного отбора кандидатов из числа граждан Кыргызской Республики для направления на обучение в образовательные организации и учреждения иностранных государств в сфере ПЛПД/ФТЭД (далее - образовательные организации), а также оказания содействия студентам в прохождении практики во время обучения в образовательных организациях и в трудоустройстве выпускников (граждан Кыргызской Республики) образовательных организаций с установлением обязательства отработать в системе ПЛПД/ФТЭД Кыргызской Республики не менее трех лет - в целях реализации Соглашения о сотрудничестве в области подготовки кадров для национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Кыргызской Республики между Росфинмониторингом, МУМЦФМ и ГСФР от 6 августа 2010 года.
9. Рекомендуемые решения:
9.1. Проект постановления Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики «О Государственной службе финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики» от 20 февраля 2012 года № 130», разработанный по итогам проведенного мониторинга, внести на рассмотрение Аппарата Правительства Кыргызской Республики в соответствии с Регламентом Правительства Кыргызской Республики или Межведомственной комиссии при Министерстве юстиции Кыргызской Республики по инвентаризации нормативных правовых актов.
9.2. Информацию об итогах проведенного мониторинга опубликовать на официальном сайте ГСФР и направить в адрес Аппарата Правительства Кыргызской Республики.