ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВОЙ РАЗВЕДКИ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (далее - ГСФР) ЗА 9 - месяцев 2014 ГОДА
В целях реализации задач и функций ГСФР, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, ГСФР за 9 месяцев 2014 года проделана следующая работа:
I. Принятие и регистрация информаций об операциях и сделках, поступивших от лиц, представляющих сведения, выборка из БД ГСФР
За отчетный период ГСФР принято и осуществлена регистрация сообщений об операциях (сделках), поступивших от лиц, представляющих сведения, в следующем количестве:
1)Ежедневный объем принимаемых сообщений (в среднем) - 2957;
II. Обеспечение функционирования информационной системы в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
В целях обеспечения бесперебойного функционирования Единой информационной системы ГСФР, на регулярной основе оказывалась консультационно-методическая помощь коммерческим банкам и небанковским организациям в разрешении проблем, связанных с заполнением типовых форм, передачей сообщений и другими техническими ошибками (некорректным вводом данных, ошибками в доставке квитанций, проверкой функционирования адаптеров на стороне банков).
III. Обработка полученной информации и передача обобщенных и информационных материалов в правоохранительные и иные государственные органы
1. в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем:
1) обработано 302 тыс. сообщений, поступивших от лиц, представляющих сведения.
2) проведено 18 финансовых расследований, подготовлено и направлено 17 обобщенных материала по незаконному теневому обороту денежных средств (незаконное предпринимательство, уклонение от налогообложения, незаконный оборот наркотиков и т.д.) с использованием банковских инструментариев на общую сумму 1млд. 305 млн. сом.
По линии противодействия легализации (отмывания) доходов было направлено 24 обобщенных материалов в следующие правоохранительные органы:
- ГСБЭП при ПКР - 18;
- МВД КР- 6.
3) в ходе финансового расследования были подготовлены и направлены в министерства и ведомства (включая комбанки) запросов 919, а также международных запросов 37;
4) исполнено 55 запросов и направлены ответы по ним:
- в Совет обороны КР- 2;
-в Аппарат Правительства КР- 9;
- в Генеральную прокуратуру КР - 4;
- в ГСБЭП при ПКР - 9;
- в МВД КР -5;
- в ГКНБ КР - 3;
- в ГСКН при ПКР - 4;
- в другие государственные органы КР - 12;
- международные запросы- 7;
5) Подготовлен 1 материал по стратегическому анализу;
2. в сфере противодействия финансированию терроризма и экстремизма:
1) Обработано 85 тыс. сообщений, поступивших от лиц, представляющих сведения (база данных ГСФР ПКР, бумажные и электронные носители) по линии противодействия финансированию терроризма и экстремизма. Данные сообщения обработаны, по ним направлены информация:
- в ГКНБ КР- 3;
- в МВД КР- 3;
- в ВС КР -1.
2) Получено 95 входящей корреспонденции: переписка с государственными органами КР и ПФР разных стран по линии ПФТЭ. Из них 55 запросов от правоохранительных органов КР и ПФР разных стран (по 38 возб.угол.делам).
По запросам проведены финансовые расследования- 52 и направлены ответы:
- в ГКНБ КР - 16);
- в МВД КР - 25;
- в ГП КР - 5;
- в ГСБЭП при ПКР - 3;
- в ПФР - 3
3) По результатам финансовых расследований 8 -обобщенных материалов были направлены:
- в ГКНБ КР - 2;
- в ГСКН при ПКР- 6.
По 5 обобщенным материалам возбуждены уголовные дела. По предварительным расчетам, ущерб государству составил более 55,6 млн. сомов.
По подозрительным операциям подготовлены и направлены инициативные материалы:
- в ГП КР - 1;
- в ГКНБ КР- 1.
4) В ходе финансовых расследований направлено запросов:
- в банковский сектор республики -1194;
- государственные органы КР - 96.
5) В соответствии с Положением о порядке приостановления операций (сделок), замораживания и размораживания средств были изданы Распоряжения ГСФР:
- о замораживании операции - 14 (в эквиваленте национальной валюты заморожены 122 404 сомов);
- об отказе замораживания - 8 (отсутствие угрозы использования денежных средств в целях финансирования террористической, экстремистской деятельности);
- о размораживании операции - 4 (исключены из Перечня лиц, причастных к террористической, экстремистской деятельности и распространения оружия массового уничтожения).
IV. Международное сотрудничество
В целях осуществления взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма ведется работа по подписанию Меморандумов/Соглашений с ПФР следующих иностранных государств: Туркменистан, Турция, Южная Корея, Индонезия, Франция, Нидерланды, Россия, Япония, Шри-Ланка и Индия.
За текущий период были подписаны соглашения между Государственной службой финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики и ПФР Армении и Великобритании.
1. Деятельность в рамках ФАТФ
При проведении взаимной оценки Евразийской группой (ЕАГ) в 2007 года, в законодательстве Кыргызской Республики были выявлены несоответствия рекомендациям ФАТФ. В соответствии с решением Пленарного заседания ФАТФ от 28 октября 2011 года Кыргызстан попал под режим усиленного мониторинга.
В текущем году Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики провела большую работу по устранению несоответствий законодательства Кыргызской Республики рекомендациям ФАТФ.
Согласно плану мероприятий ФАТФ, 24-25 апреля 2014 года в Кыргызской Республике прошла оценочная миссия ФАТФ с целью обсуждения процесса реализации Кыргызской Республикой мероприятий, предусмотренных Планом действий ФАТФ, утвержденного на Пленарном заседании ФАТФ от 28 октября 2011 года. В ходе данной миссии, состоялась встреча с вице Премьер-министром КР Маматалиевым А.М. Кроме того, состоялись встречи с представителями правоохранительных и надзорных органов КР, а также с представителями частного сектора.
23-27 июня делегация ГСФР приняла участие на Пленарном заседании ФАТФ в г. Париж, Франция. На данном заседании было принято решение об исключении Кыргызской Республики из «серого списка» ФАТФ.
2. Деятельность в рамках Евразийской группы
10-14 марта 2014 года представитель ГСФР прошел курс обучения на эксперта-оценщика от Кыргызской Республики в г. Москва, Российской Федерации.
16-20 июня 2014 года делегация ГСФР приняла участие на Пленарном заседании ЕАГ г. Москва, Российская Федерация, где был предоставлен очередной отчет о достигнутом прогрессе Кыргызской Республики по совершенствованию национальной системы по противодействию финансированию терроризма и отмыванию (легализации) преступных доходов.
В рамках Пленарной недели сотрудники ГСФР во главе с Председателем приняли участие в заседании Совета руководителей подразделений финансовых разведок стран-участниц СНГ. В ходе данного заседания Кыргызской Республике было передано Председательство в Совете Глав Подразделений Финансовых Разведок СНГ.
3. В рамках технической помощи МУМЦФМ
Согласно полученного письма от МУМЦФМ Кыргызской Республике на 2014-2015 учебный год выделено 4 квоты на обучение в НИЯУ МИФИ, г.Москва по линии ПФТ/ОД. Было отобрано 7 претендентов - выпускников школ и лицеев Кыргызской республики. 11 апреля 2014 года было организовано собеседование абитуриентов с профильными преподавателями НИЯУ МИФИ. По итогам собеседования 7 претендентов были допущены до вступительных экзаменов в г. Москва. После успешной сдачи вступительных экзаменов все 7 претендентов были приняты на обучение в НИЯУ МИФИ. Оплату за обучение взяла на себя Российская Федерация.
4. Реализация проектов технической помощи/Работа с донорами
Была проделана работа по развитию и укреплению сотрудничества с международными организациями, в следствии чего в рамках технического содействия Центра ОБСЕ в г.Бишкек были организованы следующие мероприятия:
4 февраля 2014 года организована встреча с представителями Центра ОБСЕ в г. Бишкек по обсуждению подписания соглашения между ГСФР и ОБСЕ по технической помощи и взаимному сотрудничеству.
Соглашение о сотрудничестве с ОБСЕ подписано 15 мая 2014г.
В рамках данного соглашения в период с 18 по 22 августа 2014 в с. Сары-Ой, Иссык-кульская область, был организован и проведен семинар организованный при непосредственном участии ОБСЕ, ГСФР, ЕАГ и МУМЦФМ- «Преступления в киберпространстве и отмывание преступных доходов.
Также, ОБСЕ оказала техническую помощь Учебно-методическому центру при Государственной службе финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики в виде компьютерного оборудования и офисной мебели.
При содействии ЮНОДК :
Один сотрудник ГСФР принял участие в семинаре «Обмен опытом в области совершенствования механизмов межведомственного сотрудничества на национальном уровне», который прошел в г. Ашхабад, Туркменистан 2-3 апреля 2014 года.
Один сотрудник ГСФР принял участие в заседании рабочей группы экспертов Парижского Пакта, которое состоялось в г. Вена, Австрия 8-9 апреля 2014 года.
При содействии УНП ООН :
В период с 2 по 4 июля 2014 года совместно с региональной программой УНП ООН для Афганистана и соседних стран был проведен семинар на тему «Незаконное использование услуг денежных переводов и переводов активов/ценностей: укрепление межведомственного сотрудничества и финансовая разведка».
Также, в соответствии с приглашением от УНП ООН 1 сотрудник ГСФР принял участие в региональном семинаре «Международное и региональное сотрудничество в области борьбы с киберпреступностью», который состоялся 9-10 сентября 2014 года в г. Тегеран, Иран.
При поддержке Базельского института управления:
Была проведена работа по подписанию меморандума о сотрудничестве с Международным центром по возвращению активов (ICAR). Меморандум подписан 15 января 2014 года по дипломатическим каналам.
Другое:
Согласно приглашения от Центра по борьбе с наркотиками (DEA) США в период с 13-21 сентября один сотрудник ГСФР принял участие в туре по ознакомлению с деятельностью офиса DEA в г. Атланта, штат Джорджия.
5. Членство в группе Эгмонт
За прошедший период, в рамках членства Эгмонт велась работа с ПФР иностранных государств. Было направлено и получено:
1) количество направленных запросов - 54;
2) количество полученных ответов - 26;
3) количество полученных запросов - 25;
4) количество направленных ответов - 14.
Сотрудники ГСФР приняли участие в заседаниях рабочих групп Эгмонт, которые состоялись 16-20 февраля 2014 года в г.Будапешт, Венгрия.
1-6 июня 2014 года делегация ГСФР приняла участие на 22 Пленарном заседании Эгмонт, в г. Лима, Перу. В рамках Пленарной недели сотрудники приняли участие в рабочих группах Эгмонт, а также провели ряд двусторонних встреч с ПФР различных стран.
V. Разработка и продвижение проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем:
За 9-месяцев 2014 года ГСФР проведена работа в Аппаратах Президента, Правительства и Жогорку Кенеша по продвижению инициируемых ГСФР документов;
Инициированный ГСФР, проект Закона Кыргызской Республики "О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 29 декабря 2012 года N 868, рассмотрен в Жогорку Кенеше и принят в первом чтении.
На сайте ГСФР опубликованы Международный и Национальный перечни физических и юридических лиц, причастных к террористической и экстремисткой деятельности или распространению оружия массового уничтожения. В соответствии с Положением «О перечне лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности или распространению оружия массового уничтожения», утвержденного Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2010 года №135 «О мерах по реализации Закона КР «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», данные Перечни постоянно обновляются.
Также, за 9 месяцев 2014 года были разработаны следующие проекты:
1) проект Распоряжения Правительства Кыргызской Республики «О согласовании проекта Соглашения между Государственной службой финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики и Центром финансового мониторинга Центрального банка Республики Армения о сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (подписан 3 марта 2014 года № 61-р);
2) проект Распоряжения Правительства Кыргызской Республики «О согласовании проекта Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между Государственной службой финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики и Центром Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в городе Бишкек» (подписан 12 мая 2014 года № 152-р);
3) проект Постановления Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменения в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об оценке эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» от 17 февраля 2012 года № 105» (исх. № 06-1/731 от 19 сентября 2014 года - находится в Аппарате Правительства);
4) проект Распоряжения Правительства Кыргызской Республики «Об одобрении проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение об образовании Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств-участников Содружества Независимых Государств от 5 декабря 2012 года» (исх. № 06-1/790 от 1 октября 2014 года - находится в Аппарате Правительства).
VI. Контрольно-надзорная деятельность:
За 9-месяцев 2014 года на постоянной основе проводится работа, связанная с составлением Реестра лиц, представляющих сведения, и проведением мониторинга по наличию правил внутреннего контроля и их соответствие с общими требованиями к правилам внутреннего контроля, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2010 года № 135.
В результате чего за отчетный период было зарегистрированы 63 лиц (заполнены РКА ЕИС), из них:
1) микрофинансовые организации - 20;
2) обменных бюро - 43.
На основании информаций надзорных органов Кыргызской Республики были выявлены административные правонарушения за неисполнение требований законодательства о ПФТ/ОД в соответствии со статьей 505-17 Кодекса об административных правонарушениях Кыргызской Республики, по которым:
1) заведено 18 дел об административных правонарушениях, из них:
- в отношении коммерческих банков - 7;
- в отношении МКК - 5;
- в отношении КС - 3;
- в отношении обменных бюро - 1;
- в отношении МКА - 1;
- в отношении лица, организовывающего лотерею - 1.
2) наложено штрафных санкций на сумму - 37 500 сомов;
3) взыскано штрафных санкций на сумму - 22 000 сомов;
4) в производстве - 1 дело.
VII. Взаимодействие с общественностью
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О порядке рассмотрения обращения граждан» были рассмотрены заявления четырех граждан Кыргызской Республики с просьбой исключить их из перечня лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности или распространению оружия массового уничтожения (далее - Перечень), утвержденного Приказом ГСФР №19/П от 01.04.2014г., и разморозить денежные операции, участниками которых они являются. По итогам рассмотрения заявлений, с учетом имеющихся сведений и писем от правоохранительных органов:
- 2 лица исключены из Перечня, соответственно разморожены денежные средства;
- 1 лицо находится на стадии исключения из Перечня;
- 1 лицу отказано в исключении из Перечня.
VIII. Исполнительская дисциплина
За 9 месяцев 2014 года в ГСФР поступило к исполнению:
№ | Поручения | Всего поступило | Всего на контроле | Исполнено | На исполнении | |
Всего | в т.ч.с нарушением срока | |||||
1 | Закон КР | 9 | 3 | 3 | - | - |
2 | Указ Президента КР | 8 | 6 | 4 | - | 2 |
3 | Постановление ЖК КР | 2 | 1 | - | - | 1 |
4 | Постановление Правительства КР | 59 | 38 | 36 | - | 2 |
5 | Распоряжение Правительства КР | 12 | 9 | 7 | - | 2 |
6 | Распоряжение Премьер-министра КР | 8 | 2 | 2 | - | - |
7 | ИТОГО: | 98 | 59 | 52 |
| 7 |
1. поручений Руководства Правительства и Аппарат Правительства КР:
№ | Поручения | Всего поступило | Всего на контроле | Исполнено | На исполнении | |
Всего | в т.ч.с нарушением срока | |||||
1 | Премьер-министра КР | 101 | 54 | 49 | - | 5 |
2 | Первого вице-премьер-министра КР - Т. Сарпашева | 19 | 19 | 19 | - | - |
3 | Вице-премьер-министра КР - В.Диля | 16 | 14 | 14 | - | - |
4 | Вице-премьер-министра КР -А. Маматалиева | 9 | 8 | 7 | - | 1 |
5 | Вице-премьер-министра КР - Э. Сариевой | 4 | 4 | 2 | - | 2 |
6 | Руководителя Аппарата Правительства - министр КР | 32 | 26 | 23 | - | 3 |
7 | Первого заместителя Руководителя Аппарата Правительства КР | 31 | 26 | 23 | - | 3 |
8 | Постоянного представителя Правительства КР в ЖК КР А. Темирбаева | 3 | 2 | 2 | - | - |
9 | Заместителя Руководителя Аппарата Правительства КР | 14 | 13 | 13 | - | - |
10 | ИТОГО: | 234 | 171 | 158 |
| 13 |