Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики

Аналитика

30-12-2010

Бердибай Саматов
Кыргызстан полноправно и полнокровно занимает свое место в мировом сообществе стран, а это значит, что мы не имеем права быть безучастным наблюдателем происходящих на нашей планете сложнейших процессов борьбы с международным терроризмом, организованной преступностью, торговлей оружием, незаконным оборотом наркотиков, и противодействия финансированию подобных явлений. Образование в Кыргызстане Государственной службы финансовой разведки - это серьезный и необходимый вклад молодого суверенного государства в общемировой борьбе с угрозами современности.
Нынешние глобальные масштабы борьбы с легализацией доходов от преступной деятельности получили свой первый толчок в 80-х годах прошлого столетия. Хотя история вопроса говорит о том, что в отдельных странах необходимость такого противодействия появилась значительно раньше. Приведу ставший классическим пример США времен Великой депрессии. Мировая, ныне самая успешная держава, в те времена переживала настоящий разгул преступности. Баснословные прибыли гангстерских синдикатов и мафиозных кланов, полученные от контрабанды спиртного, подпольного игорного бизнеса, вооруженных ограблений и рэкета в годы небывалого экономического кризиса, уже к 40-годам начали выходить из тени в виде легальных частных банков, ресторанов, казино, строительных, нефтеперерабатывающих и других компаний и фирм. Но начиналась легализация, по мнению экспертов, с создания частных прачечных заведений, через которые прокручивались миллионы наличных долларов. Этимология бытующего в обиходе сегодня устойчивого термина «отмывание денег», похоже, берет начало именно с этих «прачечных» операций.
К концу прошлого столетия вирус «отмывания преступных доходов» поразил финансовые и банковские системы большинства развитых и развивающихся стран. Устойчивые каналы наркоторговли, торговля оружием, реанимация давно отжившей свой век работорговли приносили преступным сообществам доходы, по мнению аналитиков, сравнимые с доходами от таких отраслей экономики, как добыча и реализация нефти и газа, золота и драгоценных камней. Нелегальные денежные средства в подобных масштабах искали выхода на легальный рынок, и находили его. Это происходило вопреки всем усилиям правоохранительных органов и спецслужб отдельно взятых стран.
Поступление на рынок нелегальной денежной массы в таких масштабах способно дестабилизировать финансовую систему любого государства. Было совершенно очевидно, что в одиночку противостоять огромной волне преступных финансовых средств, готовых к легализации или уже отмываемых, невозможно. Конвенция ООН по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, принятая 1988 году, положила начало объединенным усилиям мирового сообщества в борьбе против международной преступности и ее неправедных доходов. К началу 90-х годов в некоторых западных странах появились специальные подразделения финансовой разведки (ПФР). Этого требовала ситуация. Так как традиционным образом сформированные правоохранительные органы, как правило, не имеют профессионального и глубинного доступа к закрытой информации в финансовой и банковской системе, к этому делу необходимо было привлечь профильных специалистов и выработать специальные методы выявления подозрительных сделок и операций с финансовыми средствами.
Сегодня в 130 государствах мира созданы и успешно действуют подразделения финансовой разведки. Эффект от деятельности этих организаций составляет ежегодно триллионы долларов, изъятие которых из оборота преступных организаций наносит им ощутимые потери. Эксперты считают, что подобные методы борьбы с международной преступностью приносят наиболее реальные результаты.
Начало 21 века обозначилось неожиданным и мощным всплеском активности международного терроризма и сегодня террористические акты занимают верхние строки в сводках преступлений против человечества. В этой связи сфера деятельности и круг выполняемых задач подразделениями финансовой разведки значительно расширился. Теперь они включают в себя не только борьбу с отмыванием преступных доходов, но и, в первую очередь, вопросы противодействия финансированию терроризма и экстремизма. Понятно, что информация, касающаяся финансирования терроризма, во многом отличается от информации, касающейся иных финансовых преступлений, и это обстоятельство требует от сотрудников ПФР особой подготовки и знания методов анализа информации, выявления звеньев преступной цепи.
Кыргызстан с самого начала самостоятельного развития, являясь членом Организации объединенных наций, имеет непосредственное отношение к требованиям и нормам целого ряда международных соглашений и Конвенций ООН, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, торговлей оружием и людьми, международным терроризмом и экстремизмом. Наши обязательства, как демократического, правого государства перед мировым сообществом требуют реализации тех же принципов и рекомендаций противодействия этим преступлениям, которые приняты в международной практике.
Кыргызская Республика является членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. В рамках выполнения обязательств члена этой региональной организации в нашей стране и была создана национальная система противодействия финансированию терроризма и легализации преступных доходов (ПФТ/ОД), и не только создана, но и во многом приведена в соответствие с принятыми международными стандартами. Кыргызстан одним из первых успешно прошел взаимную оценку на соответствие системы ПФТ/ОД международным требованиям.
В уходящем году Государственная служба финансовой разведки отметила пятилетие со дня образования. Первые годы были во многом временем становления Службы, создания правовой основы ее деятельности, гармонизации законодательной базы, технического и технологического оснащения органа, подготовки и обучения сотрудников в соответствии с международным опытом и требованиями. 2010-й год стал для коллектива ГСФР настоящим экзаменом на зрелость.
Апрельские события явились своеобразным «Рубиконом» в деятельности всех государственных органов, в том числе и для ГСФР. Только за время прошедшее с этих пор, в уходящем году Государственной службой финансовой разведки проведены финансовые расследования по 39 уголовным делам, которые были возбуждены правоохранительными органами Кыргызстана. По ним проходят 215 фигурантов, причастных к выводу денежных средств из республики, рейдерству, присвоению бюджетных средств и другим, финансовым и должностным преступлениям.
Специалистами ГСФР подготовлено и направлено в правоохранительные органы 9 материалов по признакам предикатных преступлений связанных с отмыванием денег. По четырем из них возбуждены уголовные дела. В компетентные органы республики направлены 5 инициативных материалов в отношении 18 физических лиц по признакам их возможной причастности к финансированию экстремизма в июне этого года. В подразделения финансовых разведок США, России, Швейцарии, Украины, Латвии и Голландии направлены запросы с целью установления фактов вывода денежных средств приближенными экс президента Курманбека Бакиева. В Российскую службу финансового мониторинга направлен инициативный материал по раскрытой аналитиками ГСФР схеме отмывания денег через банки Кыргызстана по 30 физическим и юридическим лицам России. Российские коллеги выразили по данному поводу особую благодарность сотрудникам ГСФР КР. И это далеко не весь реестр итогов деятельности Службы финансовой разведки в 2010-м году. Многие факты пока еще не могут быть обнародованы, поскольку они связаны с еще не завершенными уголовными делами.
Главная задача Службы финансовой разведки, и это подтверждено положениями закона о ПФТ/ОД, осуществлять меры по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан, общества, и государства. Сегодня деятельность Службы направлена не только на сохранение целостности и устойчивости финансовой системы Кыргызстана, экономической безопасности государства, но и на пресечение попыток финансирования террористической и экстремистской деятельности. Об этом свидетельствует активизации работы и оживление формата взаимного сотрудничества с органами внутренних дел, Генеральной прокуратурой и Государственным комитетом национальной безопасности КР.
Исходя из наших международных обязательств, подписанных соглашений и договоров, перед службой финансовой разведки стоят, весьма, значимые цели и задачи. Нет никаких оснований сомневаться в том, что эти задачи будут решаться в полной мере и в наступающем 2011 году.