На конкурс ГКС КР
Рукопись
Одной из наиболее заметных и серьезных проблем государственной службы сегодня можно назвать, наверное, относительно невысокий уровень ее престижности. За 20 лет новейшей истории Кыргызстана все попытки поднять престиж и привлекательность работы в государственных учреждениях не приносили видимого успеха. Вопрос почему?
Почему работе в системе государственного управления молодые специалисты, да и многие опытные, профессиональные кадры предпочитают частный сектор, уходят в компании и фирмы, ищут приюта в различных зарубежных проектах, даже если проекты эти дают им работу не более чем на два года. Немало специалистов уезжают и за рубеж, в поисках лучшей доли. Почему?
Ответ, конечно же, лежит в плоскости материального стимулирования, в первую очередь. Государственный бюджет Кыргызской Республики не в состоянии обеспечить госслужащим тот уровень оплаты труда, который предлагают специалистам частные фирмы, зарубежные проекты и донорские институты. Между тем государственная служба остро нуждается в профессиональных и образованных, талантливых и креативных специалистах. Государственная система управления, сегодня находится на начальном пути масштабных преобразований. Продвижение реформ сложно представить себе без нового пополнения, без свежего взгляда молодых кадров. Но для того, чтобы грамотный и профессиональный специалист потянулся в государственную службу, необходим материальный стимул, и нужна соответствующая моральная мотивация.
В годы социалистического государственного строительства заработная плата служащих госучреждений немногим отличалась от нынешней. Но специалист держался за свое рабочее место, дорожил им, потому что на этой службе его периодически, и чаще всего, заслуженно поощряли. Это могла быть льготная путевка в санаторий или на курорты, это были грамоты, нагрудные знаки отличия и звания, повышение в должности. Государственные органы имели свои зоны отдыха, пионерские лагеря для детей, детские сады и ясли. Наконец, добросовестный и исполнительный чиновник мог рассчитывать на получение ведомственного жилья. Весь этот, так называемый, социальный пакет, был призван закреплять чиновника на рабочем месте, бороться с текучестью кадров, повышать уровень и качество, оказываемых государственных услуг населению.
Все новое - это хорошо забытое старое - возможно, суть этой расхожей фразы поможет нам осмыслить нынешнюю ситуацию в государственной службе и найти пути выхода из нее. Социально-экономическое положение Кыргызстана, связанные с ним бюджетные проблемы на нынешнем этапе не позволяют бесконечно повышать уровень оплаты труда сотрудников госучреждений. В таком разе, почему бы нам сегодня не возродить тот самый социальный пакет, в качестве моральной мотивации госслужащих. Конечно, в основном ведомственные детские дошкольные учреждения, зоны отдыха и пионерские лагеря были приватизированы еще на заре суверенитета, та же участь постигла ведомственные общежития и квартиры, больницы и поликлиники, зарубежными поездками сегодня мало кого можно удивить и привлечь.
Тем не менее, выход найти можно. Скажем, упростить и облегчить систему ипотечного кредитования жилья для госслужащих, повысить статус и значимость государственных наград и поощрений, упорядочить систему карьерного роста так, чтобы молодой чиновник был уверен, что добросовестно и эффективно выполняя свои служебные обязанности, он может рассчитывать на повышение по служебной лестнице. Сегодня многие госслужащие не могут решить свои жилищные проблемы, ипотечное кредитование на льготных условиях могло в известной мере снять эту напряженность.
За годы самостоятельного развития в значительной мере претерпели девальвацию государственные награды. Почетные грамоты, медали и даже ордена, в известной степени, утратили свою моральную ценность, потому что зачастую вручались не по адресу, не по заслугам и достоинству, а по признакам личной преданности или близости к верхним эшелонам власти. Чины, звания и высокие посты нередко получали люди, не имеющие на то, ни морального, ни профессионального права. По знакомству, по звонку сверху, по родственным связям попадали люди на госслужбу. Все это не могло, в конце концов, не сказаться на состоянии государственной службы, на ее престижности, и, прежде всего, на ее эффективности.
Усиление потенциала и значимости Государственной кадровой службы - один из наиболее эффективных шагов Правительства на пути к реабилитации государственной службы. Вряд ли можно пока еще говорить о полном и безоговорочном преодолении всех проблемных барьеров на этом сложном пути, но многое уже сделано и планируется еще выполнить. Скажем, прием на работу в госслужбу через посредство системы тестов, причем тестов не формальных, которые проводились для «галочки» в отчете, а самых серьезных и сложных экзаменов, позволяет сегодня выбрать для службы в госучреждении наиболее подготовленных, образованных и опытных сотрудников.
Реализация совместного российко-кыргызского проекта, в котором принимали участие сотни молодых креативных чиновников госучреждений, позволила выявить возможности специалистов во всех отраслях госуправления. Проект дает возможность всем его участникам проявить себя, свои навыки и способности в разработке собственного проекта по решению актуальных задач развития страны. И наконец, этот проект позволяет наиболее активным и способным специалистам заработать дополнительные средства, поскольку проект имеет немалый призовой фонд.
Государственная служба не должна вызывать у выпускника ВУЗа антипатию, а привлекательность ее должна строиться на высоких нравственных качествах чиновников и стабильной материальной и моральной мотивации службы государственном органе.
Болот Садыков
Статс-секретарь ГСФР КР