Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики

Интервью председателя ГСФР ПКР в рамках программы «Министр на связи»

15-12-2014

Национальная система Кыргызской Республики по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (НС ПОД/ФТ), успешно преодолела «серую» полосу в процессе своего становления и развития.

В июне 2014 года делегация Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики (ГСФР ПКР) принимала участие в работе очередного Пленарного заседания ФАТФ в г. Париж, Франция. На данном заседании был представлен Отчет о прогрессе Кыргызской Республики в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). По итогам Пленарного заседания было принято решение о выводе Кыргызской Республики из «серого списка» ФАТФ. Это один из наиболее значимых итогов работы ГСФР ПКР в 2014 году.

Председатель ГСФР ПКР Мамбетжанов Мэлис Тулиндыевич ответил на вопросы, касающиеся некоторых аспектов деятельности службы финансовой разведки и функционирования Национальной системы ПОД/ФТ в уходящем году.

Мэлис Тулиндыевич, выход из «серого списка» ФАТФ это главный итог работы ГСФР в уходящем году?

Да, это действительно один из важных результатов работы ГСФР и не только уходящего года, это итог нашей работы за последние несколько лет. Конечно, сегодня мы с удовлетворением можем говорить о данном решении ФАФТ, о том, что Пленарное заседание приняло Отчет о Прогрессе Кыргызской Республики в сфере ПОД/ФТ и поддержало наше заявление о выходе из, так называемого, «серого списка» ФАТФ. Но вряд ли мы вправе говорить об этом, как о единственном положительном результате нашей работы в нынешнем году.

Во-первых, это была бы далеко неполная информация о деятельности ГСФР, поскольку наша Служба имеет в своем активе вполне реальные и весомые результаты, если можно так выразиться, повседневной работы. Все данные вы найдете на нашем сайте (sfr.kg), в разделе «Отчеты», а итоги года, по традиции, мы будем подводить уже в начале следующего, 2015 года.

Во-вторых, ведь речь в данном случае идет не о выводе ГСФР из «серого списка», а речь о достигнутом прогрессе Кыргызской Республики в борьбе с отмыванием преступных доходов. Решение ФАТФ означает признание международным сообществом готовности и самых серьезных намерений Кыргызстана поставить правовой заслон преступлениям в финансовой сфере, оградить национальную финансовую и банковскую системы от любых попыток противоправного их использования. Говоря о намерениях, я имею в виду будущие шаги национальной правовой системы в сторону совершенствования отечественного законодательства в сфере ПОД/ФТ, при этом, ничуть не умаляя значения уже проделанной нами работы.

И, в-третьих, Отчет о прогрессе Кыргызской Республики, представленный на Пленарном ноябрьском заседании ЕАГ также был принят положительно, то есть Кыргызстан снят с режима мониторинга Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. И это тоже весьма серьезный результат работы ГСФР и всей Национальной системы ПОД/ФТ.

Понятно, что за этими итогами лежит большая и серьезная работа всех министерств и ведомств, имеющих отношение к борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, к борьбе собственно с терроризмом и экстремизмом, к противодействию коррупции и незаконному обороту наркотических веществ и т.д. За этими результатами стоят законотворческая деятельность парламента, политическая воля руководства страны и решительные шаги Правительства Кыргызской Республики.

Что собой представляет «серый список» и что означает для страны включение в него?

Если коротко, «Серый список» ФАТФ - это своеобразный индикатор состояния национальной системы ПОД/ФТ, наличия проблем в процессе ее развития. Это определенный уровень режима мониторинга страны, в законодательную базу которой не достаточно полно имплементированы международные правовые механизмы, в первую очередь, положения Рекомендаций ФАТФ.

Причиной включения Кыргызской Республики в данный список стали результаты Миссии взаимной оценки ЕАГ, проходившей в феврале 2007 года. Реестр замечаний и предложений миссии взаимной оценки оказался достаточно длинным и серьезным. Но Национальная система ПОД/ФТ и уполномоченный орган в лице Службы финансовой разведки на февраль 2007 года только-только создавались, а правовая база находилась в процессе разработки. Поэтому «серый список» для нас вовсе не был чем вроде наказания, и даже наоборот, надо считать, что для нас это была «большая школа». Пленарное заседание ФАТФ в октябре 2011 года приняло решение о включении Кыргызстан в режим усиленного мониторинга. Это дало нам возможность получать серьезную консультативную поддержку со стороны ЕАГ, ФАТФ и других международных организаций. Я считаю, что нам весь этот процесс пошел во благо.

Тем не менее, согласитесь, что страна не должна все время оставаться в режиме усиленного мониторинга, хотя бы потому, что такое положение не может не сказываться на ее международном имидже достойного и надежного финансового партнера. Поэтому мы предприняли самые серьезные меры для выполнения плана действий, предложенных ФАТФ.

В январе 2014 года в Париже прошло заседание Региональной рабочей группы ФАТФ Европа-Евразия по обзору международного сотрудничества (ERRG). В ходе заседания был рассмотрен отчет о прогрессе Кыргызской Республики. Буквально через месяц, в феврале 2014 года там же во Франции прошли заседания рабочих групп и Пленарное заседание ФАТФ. В рамках рабочей группы ICRG был рассмотрен отчет о прогрессе Кыргызской Республики по выполнению плана действий ФАТФ, а также заявление Кыргызской Республики о выходе из «серого списка» ФАТФ. По итогам Пленарного заседания ФАТФ, Региональная группа по обзору международного сотрудничества поддержала заявление Кыргызской Республики по выходу из «серого списка» ФАТФ и одобрила проведение выездного визита миссии ФАТФ в Кыргызскую Республику.

В апреле 2014 года в Кыргызской Республике прошла оценочная миссия ФАТФ, целью которой было обсуждение процесса реализации Кыргызской Республикой мероприятий, предусмотренных Планом действий ФАТФ. В ходе данной миссии, состоялась встреча с вице Премьер-министром КР Маматалиевым А. М. Кроме того, состоялись встречи с представителями правоохранительных и надзорных органов КР, а также с представителями частного сектора.

И, наконец, на Пленарном заседании ФАТФ в июне 2014 года было принято решение снять Кыргызстан с режима усиленного мониторинга.

Вы говорили о предпринятых мерах для выполнения Плана ФАТФ, какие это меры, в чем они выражаются?

Во всех подробностях говорить об этом сложно, потому что уж очень объемная была проведена работа. Но на некоторых узловых моментах я остановлюсь. Хочу напомнить, что, главным образом, это была работа по совершенствованию национального законодательства, с целью приведения ее в соответствие с международными нормами. Были разработаны и приняты 7 Законов КР. Один из них вступил в силу 31 мая 2013 года. Это Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 29 мая 2013 года № 83.

В данном законе статья 183 (Легализация (отмывание) преступных доходов) и статья 226-1 (Финансирование террористической деятельности) Уголовного кодекса Кыргызской Республики изложены в новой редакции для приведения их в соответствие с Венской и Палермской конвенциями, а также Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма.

Это очень важно, потому что Национальная система ПОД/ФТ Кыргызстана является частью общей международной системы по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. И если в нашем национальном законодательстве существуют какие-то несоответствия или противоречия общепринятым, международным правовым нормам, то мы автоматически оказываемся вне рамок этой системы. Борьба с финансовыми преступлениями, в том числе и с финансированием терроризма и экстремизма не терпит разночтений в правовых подходах.

Далее, этим же законом были внесены изменения в Закон Кыргызской Республики «О противодействии терроризму». В частности, статья 1 изложена в новой редакции для приведения понятий и терминов, используемых в Законе Кыргызской Республики «О противодействии терроризму» в соответствие с международными антитеррористическими конвенциями ООН и глоссарием Рекомендаций ФАТФ.

Статья 25 Закона «О противодействии терроризму» также изложена в новой редакции, которая устанавливает, что порядок приостановления операций (сделок) и замораживания средств физических или юридических лиц, причастных к террористической деятельности, определяется Правительством Кыргызской Республики.

В заключении, хочу сказать, что любые процессы в этой жизни необходимо рассматривать в развитии. То, что сегодня видится нам идеальным, завтра может оказаться неполноценным, ущербным. С этой точки зрения, я думаю, необходимо подходить и к нашей работе, и к общему нашему делу - борьбе с преступностью, в том числе в финансовой сфере. Это значит, что мы не имеем права останавливаться, мы должны совершенствоваться и совершенствовать правила и нормы жизни, нормы борьбы с негативными явлениями в ней.

Ссылка СМИ о нас смотреть тут (открыть)