Интервью статс-секретаря ГСФР ПКР
(опубликовано 16 сентября 2016 г. В газете «В конце недели» )
****
Трагические события, происходящие в последние годы в разных уголках мира, со всей очевидностью свидетельствуют о том, насколько люди и страны сегодня беззащитны перед угрозами международного терроризма и расползающегося по планете радикального экстремизма.
Буквально еще недавно бесспорно считалось, что терроризм и религиозный сепаратизм, со всеми их негативами и последствиями – удел и злой рок только стран, так называемого «третьего мира», что это беда реально существует, но существует она где-то там далеко, за пределами цивилизации. И цивилизованный мир вполне серьезно считал, что надо помочь этим странам в их борьбе с террористическими организациями и радикальными силами, вывести эти страны из темного средневековья в светлый мир демократического процветания, и неоднократно предпринимал попытки оказать им помощь в установлении демократии и мира. Сегодня можно сказать однозначно, что далеко не все эти попытки достигли своей цели и оправдали надежды. Мало того, акции устрашения, предпринятые международными террористическими организациями в самом сердце благополучной Европы, доказали, что и цивилизованный мир совершенно беззащитен перед лицом кровавого террора. Сегодня ни об одном государстве в мире нельзя с уверенностью сказать, что оно «свободно» от проблем, связанных с угрозой экстремизма и терроризма.
Вот и мы в своей небольшой, относительно спокойной и стабильной республике считали, что теракты смертников, боевики-радикалы, взрывы и их жертвы – все это где далеко, все происходит в стороне от нас. Но случилось так, что и в нашу «тихую гавань» внезапно ворвался штормовой ветер. Речь идет о взрыве у стен посольства Китайской Народной Республики в Бишкеке, начиненного взрывчатым веществом автомобиля. Террорист-смертник, автомашина, самодельная бомба – все то, о чем ежедневно говорят и пишут мировые СМИ, все то, что происходит в разных уголках планеты, в горячих точках и мирных городах.
В этой ситуации, в виду обострения и непомерного возрастания рисков террористического и экстремистского характера, отдельно взятая страна не может обеспечить собственную национальную безопасность и эффективную защиту целостности и независимости государства. Нет сомнений, что в борьбе с международной организованной преступностью необходимо объединить усилия всех стран. И прежде всего на законодательном уровне. Имплементация международных правовых норм по противодействию организованной преступности в национальные законодательства является одним из главных шагов на пути объединения усилий мирового сообщества.
В настоящее время, в деле обеспечения безопасности Кыргызской Республики существует такая проблема, как легализация (отмывание) преступных доходов, финансирование террористической и экстремистской деятельности. А в свете сложившейся ситуации и острой необходимости усиления борьбы с терроризмом и экстремизмом на передний план выходят проблемы совершенствования механизмов противодействия возникающим угрозам на законодательном уровне. Специалистами Государственной службы финансовой разведки по инициативе Правительства Кыргызской Республики разработан проект Закона КР «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» (ПОД/ФТ). Данный законопроект направлен на усиление мер противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности.
По мнению разработчиков законопроекта, все нормы и положения данного закона выдержаны в рамках полноценной реализации международных обязательств Кыргызской Республики в сфере ПОД/ФТ и выполнения Рекомендаций ФАТФ
(ФАТФ — группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — Financial Action Task Force on Money Laundering).
Статс-секретарь Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики Болот Алымкулович Садыков считает, что рассмотрение и принятие данного Закона значительно повысит эффективность Национальной системы Кыргызской Республики по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
В соответствии с Соглашением о Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (далее - ЕАГ), от 16 июня 2011 года, который был ратифицирован Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 15 июня 2012 года, Кыргызстан является государством-членом ЕАГ. Ратификация данного соглашения предполагает выполнение сторонами принятых на себя международных обязательств. Кыргызстан, как член ЕАГ обязан предпринимать самые активные шаги по совершенствованию национального законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, приводя его в соответствие с рекомендациями ФАТФ. Это главная, и так сказать, общая мотивация.
Но есть мотивы и ближайшей перспективы. Дело в том, что в марте 2017 года для нашей республики начинается второй раунд взаимной оценки. В Кыргызстан приедет оценочная миссия экспертов ЕАГ для оценки технического соответствия законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, финансированию террористической деятельности международным стандартам, а также для оценки эффективности реализации законодательства Кыргызской Республики в данной сфере.
Возьму на себя смелость также напомнить, что по результатам первого раунда взаимных оценок, который проходил в республике в феврале 2007 года, Кыргызская Республика оказалась в режиме усиленного мониторинга ЕАГ и довольно долго находилась в так называемом “сером списке” ФАТФ. Благодаря активной работе Правительства Кыргызской Республики, Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики по приведению национального законодательства в соотвествие с международными стандартами, и всемерной поддержке Жогорку Кенеша при рассмотрении и принятии законов, Кыргызстан был исключен из “серого списка” ФАТФ. Но международные стандарты борьбы с преступностью в финансовой сфере совершенствуются, требования ужесточаются, по мере того, как появляются и растут новые угрозы преступлений международного масштаба. А это значит, что и национальные законодательства должны совершенствоваться и усиливать меры противодействия престулениям в финансовой сфере, меры нацеленные на обеспечение национальной безопасности страны.
Действующий базовый Закон КР О ПФТ/ОД был принят десять лет назад, в июле 2006 года. С тех пор международные стандарты в борьбе с финансовыми преступлениями претерпели значительные изменения. Разработаны и введены в действие новые рекомендации ФАТФ, совершенствуются механизмы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию террористической и экстремистской деятельности. Этого требует время и складывающаяся в мире ситуация. Наша страна не имеет права отставать от этого процесса. Ведь мы говорим сегодня об объединенных усилиях мирового сообщества. А действующий закон “О ПФТ/ОД”, строго говоря, не соответствует обновленным международным стандартам по противодействию отмыванию доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Поэтому, без преувеличения скажу, что новый Закон КР «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности», проект которого в настоящее время находится в парламенте, сегодня нужен стране, как воздух.
Вот так, сходу говорить о каких-либо катастрофических последствиях подобного решения сложно. Но, если вдруг, паче чаяния, проект нового Закона КР принят не будет, Кыргызстан неминуемо ожидает возврат в «серый список» ФАТФ, со всеми вытекающими из этого статуса негативными последствиями. Во-первых, потому что этот закон, прежде всего, нацелен на выполнение рекомендаций ФАТФ и на реализацию целого ряда международных обязательств, принятых на себя Кыргызской Республикой. Я уже говорил о том, что ФАТФ разработала и приняла новые рекомендации, выполнение которых является обязательным для всех стран, признающих международный статус и решения ООН. Новые рекомендации ФАТФ – это совершенно новые подходы и новые, более прогрессивные шаги в общемировом процессе противодействия отмыванию преступных доходов и борьбы с финансированием террористической и экстремистской деятельности. В этом смысле предлагаемый проект закона «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности», также является более современным, более созвучным новым международным правовым инструментам и нормам противодействия преступлениям в финансовой сфере.
Прежде всего, надо работать. Надо работать с депутатским корпусом, объяснять, убеждать. По каждому пункту, который способен вызвать у них малейшие сомнения необходимо давать подробные пояснения, при необходимости, подкрепляя их юридической экспертной справкой. Я думаю, что данный законопроект не вызовет принципиальной предубежденности и оппонирования у членов парламента. Уверен, что если у депутатов и возникнут какие–либо вопросы, то только потому, что голосуя за очередной правовой акт, депутаты должны быть уверенны в том, что принятый ими закон имеет реальные перспективы стать по-настоящему работоспособным и действенным, и что он не будет ограничивать и ущемлять права граждан страны. Надеюсь, что в конечном итоге, депутаты примут единственно правильное решение и проект Закона КР «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» будет принят Жогорку Кенешем.
Беседу вел Бердибай Саматов