Евразийский экономический союз (Союз, ЕАЭС) – международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью (Договор о ЕАЭС от 29.05.2014г.).
Основными целями ЕАЭС являются:
Органами ЕАЭС являются:
Государства-члены ЕАЭС:
Евразийская экономическая комиссия (Комиссия, ЕЭК) является постоянно действующим регулирующим органом ЕАЭС в соответствии с Положением о Евразийской экономической комиссии (Приложение № 1 к Договору о ЕАЭС). Основными задачами ЕЭК являются — обеспечение условий функционирования и развития союза, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.
В настоящее время в структуре ЕЭК функционируют 25 департаментов, при которых созданы более 20 консультативных комитетов (http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/consultative.aspx) с целью выработки предложений для Коллегии ЕЭК и проведения консультаций с представителями национальных органов государственной власти. Председателями комитетов являются члены Коллегии (министры) согласно их направлениям деятельности.
Совет ЕЭК осуществляет общее регулирование интеграционных процессов в Союзе, общее руководство деятельностью Комиссии. В Совет ЕЭК входят по одному представителю от каждого – государства-члена ЕАЭС, являющемуся заместителем главы правительства и наделенному необходимыми полномочиями в соответствии с законодательством своего государства. Заседания Совета ЕЭК, как правило, проходят раз в месяц.
Коллегия ЕЭК является исполнительным органом Комиссии, осуществляющим выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках Союза. Коллегия ЕЭК состоит из 10 членов (по 2 члена от каждой Стороны), один из которых является председателем Коллегии ЕЭК.
Члены и председатель Коллегии ЕЭК назначаются сроком на 4 года решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств с возможным продлением полномочий. Коллегия ЕЭК принимает решения голосованием. Каждый член Коллегии обладает одним голосом. Заседания Коллегии ЕЭК проводятся раз в неделю.
Направление деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма входит в компетенцию Отдела платежей и координации в сфере бюджетной политики Департамента финансовой политики ЕЭК.
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dofp/Pages/protivodeistvie.aspx
ЕЭК осуществляет сотрудничество с Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). ЕЭК получила статус наблюдателя при ЕАГ в июне 2016 г. решением 24-го Пленарного заседания ЕАГ.
Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) – региональная группа по типу ФАТФ. В ЕАГ входят девять государств: Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. ЕАГ является ассоциированным членом ФАТФ. Статус наблюдателей в ЕАГ предоставлен 15 государствам и 23 международным и региональным организациям (в том числе Республике Армения и ЕЭК).
Правовые акты ЕАЭС в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма включают следующее:
По Соглашению об обмене информацией в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Евразийского экономического союза стороны завершили внутригосударственные процедуры, необходимые для подписания данного соглашения. Планируется внести на подписание Главам государств-членов ЕАЭС в октябре-ноябре 2020 года. Проект Соглашения разработан в целях реализации положений Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2011 г. и предусматривает информационное взаимодействие между государствами-членами ЕАЭС, которое основывается на взаимном представлении сведений о заявленных в пассажирской таможенной декларации наличных денежных средствах и (или) денежных инструментах.
По Протоколу о внесении изменений в Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2011 года стороны завершили внутригосударственные процедуры.
Источники:
Официальный сайт ЕАЭС http://www.eaeunion.org/
Официальный сайт ЕЭК http://www.eurasiancommission.org/
Правовой портал ЕАЭСhttps://docs.eaeunion.org/ru-ru
Право ЕАЭС. Актуальные редакции нормативно-правовых актов http://pravo.eaeunion.org/SESSION/PILOT/main.htm