Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики

Мелис Мамбетжанов – Председатель Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики

11-12-2013
Мелис Мамбетжанов - Председатель Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики
Уходящий 2013-й год для Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики стал годом значимых шагов и положительного поступательного движения, направленных на реальное развитие и совершенствование Национальной системы Кыргызской Республики по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
В этом году исполнилось восемь лет со дня создания в Кыргызстане подразделения финансовой разведки, как уполномоченного органа по ПОД/ФТ. Первые годы для Службы были периодом становления, когда закладывался фундамент законодательной базы, шла подготовка кадров, налаживались межведомственные и международные связи, формировались технологические возможности Службы, и создавалась единая информационная база данных, проводилась активная разъяснительная и обучающая работа с лицами, предоставляющими сведения. Дело это для Кыргызстана было новое, поэтому архитектура национальной системы ПОД/ФТ строилась не просто и не сразу.
Тем временем в мировом сообществе уже не первый год шла активная борьба с отмыванием доходов, полученных от преступного промысла. Международная организованная преступность, освоившая самые сложные и хитрые схемы отмывания теневых доходов и внедрения их в легальную экономику, получила реальное противодействие с началом создания подразделений финансовых разведок и национальных систем ПОД/ФТ. Усилиями международной банковской системы, правительств ведущих мировых держав создавались международные организации, деятельность которых была направлена на выработку кардинальных мер и стандартов противодействия попыткам использовать глобальную и национальные финансовые системы в противоправных целях. Очевидным фактом преступного использования банковской системы в целях отмывания теневых доходов в Кыргызстане может служить печальный пример "АзияУниверсалБанка", где посредством сложных схем перевода денег с одного счета на другой, путем их дробления и вывода средств за пределы страны, отмывались доходы и похищались средства, полученные республикой кредиты зарубежных государств.
Сегодня Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики находится в фазе активной деятельности, когда уже можно и нужно говорить о результативности работы ведомства и, в первую очередь, об эффективности межведомственного и международного сотрудничества. Во-первых, потому, что без взаимодействия между ведомствами нет, и не может быть Национальной системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, поскольку министерства и ведомства являются ее составной частью, звеньями одной цепи. Во-вторых, становление и развитие Национальной системы ПОД/ФТ и ее уполномоченного органа проходило во многом при технической и консультативной поддержке международных организаций и опыта зарубежных ПФР.
Говоря о результативности деятельности ГСФР при ПКР, думаю необходимо привести несколько цифр:
Только за 9 месяцев 2013-го года в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, сотрудниками ГСФР было проведено 45 финансовых расследований. Подготовлено и направлено в правоохранительные органы республики 19 обобщенных материалов по незаконному теневому обороту денежных средств (незаконное предпринимательство, уклонение от налогообложения и т.д.) с использованием банковских инструментариев на сумму более чем 184 млн. сомов
В сфере противодействия финансированию терроризма и экстремизма было проведено 37 финансовых расследований, результаты которых также направлены в правоохранительные органы Республики.
В ходе проведения финансовых расследований в министерства и ведомства (включая коммерческие банки) было направлено около 700 запросов, 17 запросов направлено в международные организации и зарубежные ПФР.
Наглядным примером эффективности межведомственного взаимодействия и международного сотрудничества можно считать результаты финансового расследования, проведенного сотрудниками ГСФР по делу транснациональной преступной группы, занимавшейся поставками наркотических веществ из Афганистана на территорию стран СНГ.
Тесное информационное взаимодействие ГСКН, которая длительное время занималась разработкой данной преступной группы, и ГСФР, которой предстояло отыскать следы ее нелегальных доходов, позволило распутать сложнейшую схему банковских операций и финансовых ухищрений, к которым прибегали фигуранты дела, чтобы запутать следы преступных доходов и легализовать их.
Существенную информационную помощь в расследовании дела оказали и другие министерства и ведомства Кыргызской Республики. Весомую долю информационной поддержки в расследование дела внесла и Федеральная Служба финансового мониторинга России. Один из запрашиваемых по этому делу фигурантов, координатор денежных переводов, между лицами, задействованными в международном наркотрафике, как оказалось, уже находился в поле зрения правоохранительных органов России. Так, впервые уполномоченным правоохранительным органом Кыргызской Республики по контролю наркотиков по материалам финансового расследования ГСФР было возбуждено уголовное дело по статье 183 УК КР (Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем).
В 2013 году впервые в рамках ЕАГ проводился конкурс на лучшее взаимодействие государственных органов стран-членов ЕАГ в сфере ПОД/ФТ. Участники 19-го Пленарного заседания Евразийской группы ПОД/ФТ, на котором подводились итоги конкурса, в полной мере оценили объем работы, проделанной сотрудниками ГСФР и актуальность результатов данного расследования. Финансовое расследование ГСФР при Правительстве Кыргызской Республики было признано лучшим из десяти работ, представленных на профессиональный конкурс другими странами-участницами ЕАГ.
Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики сегодня имеет правовые механизмы для ведения полноценного информационного обмена с зарубежными ПФР и международными организациями по вопросам возврата выведенных из страны активов. Кыргызская Республика является полноправным членом ЕАГ и принимает участие в работе Пленарных заседаний Группы по разработке мер ПОД/ФТ - ФАТФ. ГСФР является членом группы «Эгмонт», мы также вошли в международную программу «STAR». Все это дает нам возможность осуществлять активный поиск выведенных активов через посредство информационного обмена.
В результате таких поисков ГСФР ПКР при поддержке партнеров по Группе Эгмонт удалось отследить движение активов выведенных за рубеж при помощи тщательно разработанной преступной схемы. Шаг за шагом, распутывая нить этой паутины, аналитики ГСФР вышли на банк одной из европейских стран. По запросу ГСФР Кыргызской Республики подразделением финансовой разведки данной страны была собрана необходимая информация относительно запрашиваемого счета. Далее, ПФР одной из оффшорных зон в ответ на запрос подтвердил, что бенефициаром данного счета является некий г-н «Х», который вывел эти денежные средства из Кыргызстана, являясь руководителем одной из коммерческих структур.
На основании полномочий ПФР, средства на счете в банке европейского государства были временно заморожены, и вся информация была передана в ГСФР Кыргызской Республики. Компетентные органы Кыргызстана, по информации предоставленной им ГСФР, на основании Конвенции ООН по противодействию коррупции, направили запрос о взаимной правовой помощи по аресту денежных активов г-на «Х» в банке до вынесения решения суда Кыргызской Республики по их конфискации и возврату. Просьба была удовлетворена, решением суда европейского государства на денежные средства г-на «Х» в банке наложен арест.
На сегодня Кыргызстан находится в так называемом «сером» списке ФАТФ. Но не надо относиться к этому факту, как к трагедии Национальной системы ПОД/ФТ. Включение республики в режим усиленного мониторинга необходимо воспринимать, как возможность для дальнейшего развития отечественной системы борьбы с финансовыми преступлениями, возможность совершенствовать национальную законодательную базу, имплементировать в нее международные правовые нормы и стандарты, это путь к дальнейшей гармонизации правового поля Кыргызстана.
Противодействие преступлениям, направленным на разрушение глобальной и национальных финансовых систем может быть наиболее эффективным только в случае скоординированных действий всех стран на основе единых правовых механизмов и стандартов. Для достижения этой масштабной цели только в этом году в Кыргызской Республике разработан и принят целый ряд законов, направленных на приведение отечественного законодательства в соответствие с международными нормами и рекомендациями ФАТФ.
В этом реестре нормотворческой работы, наверное, отдельной строкой необходимо отметить принятие Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 29 мая 2013 года № 83.
В данном законе статья 183 (Легализация (отмывание) преступных доходов) и статья 226-1 (Финансирование террористической деятельности) Уголовного кодекса Кыргызской Республики изложены в новой редакции.
Разработка и принятие этого закона продиктованы необходимостью приведения его норм в соответствие с Венской и Палермской конвенциями, а также с Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма. Кроме того данным законом внесены изменения в Закон Кыргызской Республики «О противодействии терроризму». Где, в частности, статья 1 изложена в новой редакции для приведения понятий и терминов, используемых в Законе Кыргызской Республики «О противодействии терроризму» в соответствие с международными антитеррористическими конвенциями ООН и глоссарием Рекомендаций ФАТФ.
Государственная служба финансовой разведки в настоящее время ведет активную работу по усилению мер борьбы с коррупцией и искоренению ее причин. Разрабатываемые законопроекты подвергаются экспертизе на коррупциогенность их норм и положений. Разрабатывается стратегия развития и совершенствования Национальной системы ПОД/ФТ Кыргызской Республики, в которой закладываются меры антикоррупционной направленности, в соответствии с базовой политикой государства, определенной в Указе Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева от 12 ноября 2013 года «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти».
Национальная система ПОД/ФТ не может быть эффективной без наличия профессионально подготовленного кадрового потенциала. Система противодействия преступлениям в финансовой сфере требует от специалистов правоохранительной, надзорной, судебной систем, от работников банков и небанковской системы специфических знаний и навыков. Поэтому в уходящем году при ГСФР ПКР мы открыли Учебно-методический центр, который занимается обучением специалистов всех организаций и учреждений, которые так или иначе задействованы в деятельности Национальной системы ПОД/ФТ. Обучением слушателей УМЦ занимаются опытные сотрудники ГСФР и ведущие специалисты Национального банка КР. В перспективе в учебный центр будут приглашаться специалисты зарубежных учебных центров и международных организаций. Это первый в Центрально-азиатском регионе учебно-методический центр подобного профиля и уже сегодня на его базе могли бы проходить обучение специалисты из соседних стран. Такие планы есть, и они не лишены реальных перспектив.