Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики

17 декабря Государственная служба финансовой разведки получила письмо подписанное Помощником Генерального советника Правового департамента Международного валютного фонда господином Джозефом Майерсом

30-12-2010
17 декабря Государственная служба финансовой разведки получила письмо подписанное Помощником Генерального советника Правового департамента Международного валютного фонда господином Джозефом Майерсом.
Содержание этого документа, в некотором смысле, предупреждает ситуацию, в которой по воле политических преобразований и кардинальных конституционных реформ, происходящих в Кыргызстане, может оказаться Государственная служба финансовой разведки. В письме Правового департамента МВФ, направленном в адрес Председателя ГСФР КР, в частности говорится:
 
Уважаемая г-жа Шакирова!
 
Мы понимаем, что в Кыргызской Республике проходит знаменательный переход от Президентской формы правления к Парламентской системе. Вопрос статуса Государственной службы финансовой разведки Кыргызской Республики (ГСФР КР) в новой правительственной структуре очень важен в данный момент.
ГСФР КР это Подразделение финансовой разведки (ПФР) Кыргызской Республики, созданное в соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики, 8 сентября 2005. Обязанности и задачи его сформулированы законом о ПФТ/ОД, который вступил в силу 8 ноября 2006. Также ГСФР КР является членом Группы Эгмонт с мая 2009.
В настоящее время ГСФР представляет собой автономное государственное учреждение административного типа, которое отчитывается напрямую главе государства и не подчиняется каким-либо иным министерствам и ведомствам.
Решая вопросы организационной структуры правительства, места министерств и ведомств, власти Кыргызстана должны определить и место Государственной службы финансовой разведки. В принятии решения относительно места ГСФР КР в новом конституционном строе необходимо учитывать множество факторов, поскольку они могут затронуть международные требования, которые предусматриваются для Подразделений финансовых разведок, включая и членство ГСФР КР в Группе Эгмонт.
Рекомендация № 26 Группы по разработке  финансовых мер борьбы с отмыванием денег (40+9 рекомендаций ФАТФ) гласит, что “страны должны создать Подразделение финансовой разведки, которое бы являлось  национальным центром для получения (и, согласно разрешения, требования), анализа и передачи отчётов о подозрительных операциях и другой информации относительно потенциального отмывания денег или финансирования терроризма”. Эти обязательства четко сформулированы и определены для ГСФР КР в Законе о ПФТ/ОД.
Оценка стран на соответствие рекомендации № 26 ФАТФ, помимо других аспектов,  рассматривает и такой вопрос, как есть ли у ПФР “достаточная оперативная независимость и автономность, чтобы гарантировать, что ПФР свободно от какого-либо влияния или вмешательства.”
Взаимная оценка национальной системы Кыргызской Республики по ПФТ/ОД, проведенная Евразийской группой (ЕАГ) в 2007 году, подчеркнула соответствие ГСФР КР рекомендации № 26, заключила, что ГСФР КР “независима в своих действиях” и дала оценку “Полное соответствие”. Обязанности ГСФР КР и ее независимость в процессе принятия решений (особенно относительно передачи отчётов о подозрительных транзакциях), были также рассмотрены Группой Эгмонт перед принятием ГСФР КР в ряды своих членов.
Также и другие моменты должны быть приняты к рассмотрению: ГСФР КР подписала много внутригосударственных и международных меморандумов о взаимопонимании, для обмена информацией с другими ведомствами, как внутри страны, так и за пределами государства. В зависимости от их сроков эти соглашения могут быть нарушены.  В случае, изменения статуса ГСФР КР все международные и внутренние Соглашения и меморандумы должны быть пересмотрены.
Вне зависимости от того, что какое решение власти Кыргызстана примут  относительно организационной структуры ГСФР КР, безопасность данных поддерживаемых ГСФР КР, должна быть обеспечена. Это очень важно. База данных ГСФР КР содержит отчеты о более 2 миллионах сделок, о которых сообщают финансовые учреждения и иностранные ПФР. Обеспечение конфиденциальности этих данных является основой, для поддержки уверенности финансовых учреждений и иностранных ПФР в том, что ГСФР КР является надежным партнером, как внутри, так и за пределами государства.
О любом изменении статуса ГСФР КР должно быть сообщено в Группу Эгмонт, которая, как это было ранее, может повторно провести проверку на соответствие условиям, при которых ГСФР КР была включена в Группу Эгмонт.
В свете этих вопросов власти Кыргызстана, возможно, поддержат существующий статус ГСФР КР, как автономного государственного ведомства. Этот статус уже был доказан ЕАГ, как обеспечивающий желательную степень оперативной независимости. В случае принятия решения о введении ГСФР КР в министерство или в другое ведомство, необходимо будет сделать шаги для решения проблем описанных выше. 
Кроме того, учитывая изменение в конституционном режиме, следует уделить внимание и определить контроль ГСФР КР со стороны Парламента. Например, для регулирования организации передачи отчетов, где ГСФР КР могла бы периодически отчитываться Парламенту или Парламентским комиссиям.
Я хотел бы воспользоваться данной возможностью, чтобы гарантировать Вам обязательство Международного валютного фонда работать с властями Кыргызской Республики в укреплении ее системы по ПФТ/ОД.
 
 
Искренне Ваш,
Джозеф М. Майерс
Помощник Генерального советника
Правового департамента