Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики

Проект нового Закона «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) преступных доходов» прошел первое чтение

20-06-2018

Проект нового закона «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов»

Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики во исполнение подпункта 5 пункта 3 Решения Совета безопасности Кыргызской Республики «Об актуальных мерах по борьбе с коррупцией в судебных, надзорных и правоохранительных органах Кыргызской Республики» от 8 февраля 2018 года № 1 разработала проект нового Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) преступных доходов».

Также законопроект разработан для имплементации международных стандартов, предусмотренных в следующих международных конвенциях, участницей которых является Кыргызская Республика:

1) Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года;

2) Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года;

3) Конвенция ООН против коррупции от 10 декабря 2003 года.

При разработке законопроекта были устранены неточности и конкретизированы нормы права действующего Закона (выявлено около 70 % слабых сторон), а также приняты во внимание 40 рекомендаций ФАТФ от 2012 года, являющиеся международными стандартами по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, которые признаются и соблюдаются свыше 190 юрисдикциями мира.

В рамках международного соглашения Кыргызская Республика, как государство-член ЕАГ должна предпринимать активные шаги по разработке и применению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, соответствующего международным стандартам, а также принимать участие в программах взаимной оценки.

Первый раунд взаимной оценки ЕАГ проходил в 2007 году. По его итогам Кыргызская Республика получила низкие рейтинги, находилась в усиленном мониторинге ЕАГ и попала в «серый список» ФАТФ. Благодаря совместному усилию Кыргызская Республика вышла из «серого списка» ФАТФ в 2014 году.

В течение 2017 года экспертами-оценщиками Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма была проведена взаимная оценка системы Кыргызской Республики по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также подготовлен соответствующий Отчет, согласно которому из-за несоответствия законодательства Кыргызской Республики 40 рекомендациям ФАТФ, Кыргызской Республике выставлены 13 низких рейтингов из 40 рекомендаций.

В связи с этим, Кыргызская Республика попала под усиленный мониторинг ЕАГ и нашей стране предоставлен один год для устранения выявленных недостатков и демонстрации значительного прогресса.

Уже в следующем году Кыргызская Республика представить отчет о прогрессе на 30-м Пленарном заседании ЕАГ, в ходе которого будет принято решение о включении Кыргызской Республики в список высокорискованных государств (санкционный список) ФАТФ.

Не принятие законопроекта повлечет за собой целый ряд нежелательных последствий для Кыргызской Республики, а именно:

- Кыргызская Республика будет определена как высокорискованная страна, не соблюдающая международные стандарты, что отрицательно скажется на имидже и инвестиционной привлекательности страны;

- в отношении Кыргызской Республики будут приниматься различные санкции, в том числе финансового характера, что негативно отразится на финансово-экономических отношениях Республики с зарубежными партнерами;

- международные финансовые учреждения будут отказываться от сотрудничества с финансовыми учреждениями Кыргызской Республики, что приведет к сокращению двухстороннего движения денежных средств, сокращению прибыли финансовых учреждений и соответственно оплаты налогов в бюджет Кыргызской Республики;

- будут повышены стоимости банковских услуг по переводам денежных средств и затруднение деятельности банковской системы Кыргызской Республики, в связи с прекращением прямых корреспондентских отношений с банками иностранных государств;

- будут сокращаться объемы поступающих денежных средств, отправляемых нашими соотечественниками в Кыргызскую Республику;

- будет повышен объем «теневой экономики» в Кыргызской Республике.

Между тем новый проект Закона содержит целый ряд нововведений, отвечающих международным нормам и стандартам. Так новым Законом:

1) определяются конкретные субъекты системы, их задачи, полномочия, а также порядок их взаимодействия;

2) определяется оценка рисков финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов, проводимая на государственном уровне, которая является ключевой рекомендацией, предусмотренной в международных стандартах;

3) устанавливается порядок формирования и использования Санкционного перечня, а также порядок применения целевых финансовых санкций в отношении установленных лиц, групп и организаций, с учетом прав и свобод человека и гражданина;

4) определяется порядок формирования и опубликования актуальной информации о бенефициарных владельцах юридических лиц, созданных и зарегистрированных на территории Кыргызской Республики в целях обеспечения прозрачности юридических лиц и предотвращения владения и контролирования преступниками или связанными с ними лицами значительной или контролирующей долей в юридическом лице;

5) предлагается провести оценку рисков в секторе некоммерческих организаций (НКО) и провести разъяснительную работу среди НКО в целях противодействия использованию НКО в финансировании террористической и экстремистской деятельности;

6) конкретизируются случаи и меры проведения надлежащей проверки клиента (идентификация и верификация) с применением риск-ориентированного подхода, а также расширяются требования по надлежащей проверке клиента в отношении национальных публичных должностных лиц для реализации требований Конвенции ООН против коррупции;

7) определяется 4 из 14 видов операций (сделок), подлежащие контролю и сообщению;

8) устанавливается порядок проведения международных и внутренних электронных денежных переводов для противодействия финансированию террористической и экстремисткой деятельности;

9) конкретизируются нормы по установлению и развитию международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической деятельности;

А также новым Законом предлагается ввести такие понятия как «финансовые учреждения и определенные категории лиц», «риск-ориентированный подход», «надлежащая проверка клиента» и «национальные публичные должностные лица».

В целом, законопроект призван устранить существующие недостатки в законодательстве Кыргызской Республики и достичь положительных эффектов в противодействии финансированию террористической и экстремисткой деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, а также коррупционным преступлениям.