Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики

Заявление президента ФАТФ: COVID-19 и меры по борьбе с незаконными финансовыми операциями

02-04-2020

1 апреля сего года - ФАТФ на официальном сайте организации опубликовало заявление президента ФАТФ «COVID-19 и меры по борьбе с незаконными финансовыми операциями» адресованное всем членам Глобальной сети ФАТФ для использования в работе.

Неофициальный перевод


Заявление президента ФАТФ

COVID-19 и меры по борьбе с незаконными финансовыми операциями

Члены ФАТФ на национальном и международном уровне используют все имеющиеся ресурсы для борьбы с пандемией COVID-19. Являясь международной организацией, в задачи которой входит разработка стандартов по борьбе с отмыванием денег (ОД), финансированием терроризма (ФТ) и распространения оружия массового уничтожения (ФРОМУ), ФАТФ призывает правительства сотрудничать с финансовыми учреждениями и представителями частного сектора, чтобы использовать гибкость, заложенную в риск-ориентированном подходе, для решения проблем, связанных с
COVID-19, сохраняя готовность оперативно реагировать на возникающие риски незаконной финансовой деятельности. При этом ФАТФ поощряет максимально широкое ответственное использование возможностей дистанционного приема на обслуживание и предоставления цифровых финансовых услуг в условиях вынужденного социального дистанцирования. В то время, когда в стране и за ее пределами остро востребована помощь, эффективное внедрение Стандартов ФАТФ способствует большей прозрачности в финансовых операциях, что дает странам-донорам большую уверенность в том, что их поддержка достигает предполагаемых получателей. Системное внедрение Стандартов ФАТФ способствует целостности и безопасности глобальной платежной системы как во время, так и по завершении пандемии через «чистые» и прозрачные каналы с соответствующими уровнями риск-ориентированной надлежащей проверки клиентов.

Решение проблемы риска финансовых преступлений, связанных с COVID-19, путем сохранения бдительности

Преступники используют в своих интересах пандемию COVID-19 для совершения недобросовестных мошеннических действий, в том числе размещения рекламы поддельных лекарств с последующим их незаконным оборотом и формирования мошеннических и фишинговых схем, призванных паразитировать на страхах, вызванных распространением вируса. Количество преступлений в киберпространстве, сборов средств для фиктивных благотворительных организаций, мошенничества в медицинской сфере, приводящих к невинным жертвам, вероятно, возрастет, поскольку преступники пытаются извлечь выгоду из пандемии, используя нуждающихся в срочной помощи людей, злоупотребляя отзывчивостью широкой общественности, распространяя дезинформацию о COVID-19. Национальные власти и международные организации предупреждают граждан и предприятия о преступных схемах, с участием подставных лиц, инвестиций и продуктов, равно как и инсайдерскую торговлю в связи с COVID-19. Подобно преступникам, террористы могут использовать ситуацию для сбора средств.

Надзорным органам, подразделениям финансовой разведки и правоохранительным органам следует продолжать обмениваться информацией с частным сектором для определения приоритетов и устранения ключевых рисков ОД, особенно связанных с мошенничеством, и рисков ФТ, связанных с COVID-19. Кроме того, преступники и террористы могут стремиться использовать пробелы и недостатки в национальных системах борьбы с отмыванием денег/противодействием финансированию терроризма (ПОД/ФТ), что придает еще большую важность риск-ориентированному надзору и правоприменительным мерам. Финансовые учреждения и другие предприятия должны сохранять бдительность в отношении возникающих рисков ОД/ФТ и продолжать обеспечивать их эффективное снижение, а также выявлять и сообщать о подозрительной деятельности.

Дистанционный прием на обслуживание цифровых клиентов и должная осмотрительность

С активным введением по всему миру строгих мер социального дистанцирования, включая самоизоляцию, личное присутствие физических лиц при осуществлении банковских операций и оказании им других финансовых услуг становится нежелательным, так как повышает угрозу заражения. Переход на цифровое/бесконтактное обслуживание клиентов снижает риск распространения вируса. В этой связи, использование финансовых технологий (Fintech) открывает значительные возможности для реагирования на некоторые вызовы, связанные с COVID-19. ФАТФ поощряет всеобъемлющее использование таких технологий, как Fintech, Regtech и Suptech. Недавно Группа завершила разработку Руководства по «цифровой личности», подробно осветившего преимущества данного механизма. Использование указанного подхода гарантирует повышенную безопасность, конфиденциальность и удобство удаленной идентификации лиц как на этапе их регистрации, так и в ходе проведения последующих транзакций, снижая тем самым риски ОД/ФТ. Таким образом ФАТФ призывает страны активнее использовать возможности цифровой идентификации для содействия финансовым транзакциям и контроля за рисками ОД/ФТ во время кризиса.

Стандарты ФАТФ предусматривают возможность финансовых учреждений и других представителей частного сектора принимать упрощенные меры надлежащей проверки контрагентов при установлении более низких рисков ОД/ФТ. Данный подход может помочь подотчетным организациями адаптироваться к текущей непростой ситуации. Группа также призывает страны и поставщиков финансовых услуг изучить вопрос о применении упрощенных мер по предоставлению государством помощи и льгот в условиях пандемии.

Оказание помощи

Данная глобальная чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения подчеркнула важность работы благотворительных и некоммерческих организаций (НКО) по борьбе с COVID-19 и его последствиями. ФАТФ давно признает роль НКО в предоставлении благотворительных услуг по всему миру, а также трудности в оказании соответствующей помощи нуждающимся. На протяжении многих лет Группа тесно сотрудничает с НКО в целях совершенствования Стандартов, обеспечивая гибкость, законность, прозрачность и бесперебойность работы по сбору и распределению благотворительности и пожертвований. Необходимо отметить, что Рекомендации ФАТФ не требуют присвоения высокого уровня риска всем НКО, или полной остановки финансовых операций с юрисдикциями повышенного риска. Основной задачей Стандартов является гарантия проведения транзакций по «чистым» и прозрачным каналам в целях поступления средств законному получателю, а риск-ориентированного подхода – обеспечение бесперебойной и добросовестной работы НКО. В этой связи ФАТФ призывает страны продолжить взаимодействие с некоммерческими организациями в целях добросовестного оказания столь необходимой помощи нуждающимся. (1.)

Постоянное взаимодействие и консультации

Регуляторы, надзорные органы, подразделения финансовой разведки, правоохранительные органы и другие участники системы ПОД/ФТ могут предоставлять поддержку, рекомендации и помощь частному сектору в целях обеспечения корректного применения национального законодательства в области ПОД/ФТ в кризисный период. Подобное взаимодействие обеспечит поддержку финансовым учреждениям и коммерческим предприятиям, продемонстрировав понимание властями проблем и рисков, связанных с текущей ситуацией, и поспособствует выработке совместного вектора дальнейших действий. Некоторые страны уже предприняли необходимые действия, предоставив подотчетным организациям соответствующие рекомендации. В этой связи особенно полезны механизмы, с помощью которых пострадавшие, финансовые учреждения и коммерческие предприятия могут сообщать о мошенничестве, связанном с COVID-19.

На международном уровне ФАТФ сотрудничает с Комитетом по платежам и рыночным инфраструктурам, Всемирным банком и Международным валютным фондом, в целях обеспечения скоординированных мер по продолжению столь необходимых сегодня на фоне кризиса COVID-19 платежных услуг. Кроме того, Группа работает со своими членами и РГТФ в целях выявления и обмена передовым опытом в области борьбы с общими для многих пострадавших стран проблемами.

Приверженность ФАТФ поддерживать усилия по решению проблем, связанных с COVID-19

ФАТФ приветствует обратную связь и готова предоставлять дальнейшие рекомендации для поддержания текущих глобальных усилий по преодолению кризиса COVID-19 и его последствий.



1. См. Документ о передовой практике по борьбе со злоупотреблениями некоммерческих организаций 2015 года.