Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики

Обзор СМИ по ситуации с Covid-19 в сфере ПФТД/ЛПД

17-06-2020

В рамках взаимодействия с ЕАГ публикуется обзор СМИ по ситуации с Covid-19 в сфере ПФТД/ЛПД.

КАК СОХРАНИТЬ КОМПЛАЕНС НА АРТ-РЫНКЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ?

От воздействия пандемии COVID-19 не застрахован ни один сектор экономики, включая и рынок предметов искусства. Во времена неопределенности аукционные дома стремятся найти способы поддержать свой бизнес. Возможным подходом к возобновлению некоторого подобия нормальной жизни стало использование онлайн-аукционов. Переход к онлайновым аукционам и сделкам, либо к расширению их использования может привести к увеличению числа участников торгов. Отсюда возникают важные вопросы, связанные с эффективностью и масштабируемостью имеющихся мер контроля за соблюдением требований к идентификации клиентов, должной осмотрительности и соответствующих мер контроля в области ПОД.

Поскольку аукционные дома стремятся защитить свой бизнес и чистоту своих сделок, крайне важно, чтобы они исполняли действующее законодательство Евросоюза и помнили о законопроектах США, направленных против отмывания денег и на сдерживание преступных элементов. Последствия даже непреднамеренного выставления на торги и продажи предметов незаконного происхождения, либо акцептования отмытых средств (даже если эти предметы и сами продавцы чисты) могут наступить очень быстро. Такими последствиями могут быть, в частности, уголовные и надзорные расследования, а также закрытие банковских счетов. После этого установить новые банковские отношения с клиентами может оказаться непросто.

Для компаний арт-рынка важно критически оценить свои регламенты и процедуры. И при этом понимать, что универсального подхода к разработке комплаенс-программы не существует.

  • Должная осмотрительность/Знай своего клиента: Решающее значение имеет понимание истории происхождения продаваемых предметов. Знание законности происхождения предмета важно как с точки зрения репутации компании, так и с юридической точки зрения. С другой стороны, критически важным для аукционных домов является знание того, кто стоит за участником торгов или за покупателем предмета, а также источника происхождения его средств. Как уже отмечалось выше, теперь в борьбу могут вступать совершенно новые сообщества участников торгов. Меценаты могут иметь вполне законные причины, чтобы оставаться анонимными, особенно в крупных сделках. Однако отсутствие прозрачности может иметь и темную сторону: оно облегчает сокрытие личности преступников и затрудняет понимание источника средств. Аукционные дома должны уравновешивать стремление к анонимности с необходимостью понять намерения покупателя.
  • Масштабируемость программы ПОД: Финансовые преступления в целом и отмывание денег в частности представляют собой угрозу самому существованию арт-дилеров, галерей и аукционных домов, особенно когда рынок все чаще обращается к онлайн-продажам. Помимо принятия эффективных программ, отвечающих их потребностям, организации должны обеспечить, чтобы их комплаенс-программы могли масштабироваться под потребности конъюнктуры как в сегодняшней обстановке неопределенности, так и позднее.
  • Экспертные ресурсы: Законы и нормативные акты о комплаенсе в отношении финансовых преступлений непросты. Они требуют тщательного анализа при определении порядка их применения в конкретной сделке и при разработке мер, которые предприятие арт-рынка должно принять для снижения риска. Партнерство с теми, кто имеет опыт как в области соблюдения нормативных требований, так и в мире искусства, ускорит выход на необходимый уровень комплаенса.
  • As COVID-19 Drives More Art Auctions Online, How Do Market Participants Maintain Financial Crimes Compliance?

    https://www.k2intelligence.com/en/insights/thought...

    КРИЗИС COVID-19 ВДОХНОВЛЯЕТ КРИМИНАЛЬНЫЕ СЕТИ ПО ВСЕЙ ЕВРОПЕ

    Covid-19 окрылил криминальную Европу. Однако на полицейском и судебном уровнях европейское сотрудничество не ослабло. Исполнительный директор Европола Катрин Де Болле (Catherine De Bolle) подчеркивает, что в Евросоюзе "преступные круги отреагировали на пандемию очень быстро, играя на спросе и предложении и эксплуатируя, например, глобальную проблему дефицита масок". Европол совместно с полицейскими управлениями и финансовыми учреждениями Германии, Ирландии, Великобритании и Нидерландов помог сорвать большую аферу. Берлин купил 1,5 млн. масок за 1,5 млн. евро. Но их "поставщиками" оказались хакеры, которые клонировали сайты производителей в Испании, Ирландии и Нидерландах. Деньги удалось обнаружить до их отправки в Нигерию, двух человек арестовали в Нидерландах.

    В другом случае Франция обратилась в Европол, чтобы "заморозить" 6 млн. евро, отправленных в Сингапур после фиктивной продажи масок и геля. Киберпреступность тоже воспользовалась кризисом. Диапазон деятельности весьма широк: фишинг, компьютерные атаки и шантаж, внедрение вредоносных программ. Еще один бич: педопорнография в сети. Различные государства привлекли внимание Европола к взрывному росту "горячих линий" и увеличению просмотров видео во время карантина (в 3 раза больше обращений к сайтам в Дании, на 25 % больше загрузок в Испании). После сигналов Австралии расследование в Европе отыскало в Бельгии и Франции видеоролики, снятые в Испании. Один человек арестован в Барселоне.

    Криминальный мир адаптируется к новой ситуации в три этапа. Первый этап был связан с карантином, когда наблюдался рост киберпреступности, подделок, обмана и мошенничества. На втором этапе, связанном со снятием карантина, преступники попытаются воспользоваться новыми возможностями для отмывания денег или нелегальной иммиграции. Наконец, на третьем этапе придется бороться с попытками присвоения государственных средств помощи, отсюда важность нового европейского центра по борьбе с экономическими и финансовыми преступлениями, который был открыт 5 июня прошлого года в Европоле.

    Преступная деятельность будет направлена на "наиболее уязвимые группы, которые чаще всего склонны покупать некачественную или контрафактную продукцию. И на молодых людей, которые наиболее подвержены риску вербовки со стороны преступных групп и радикальных движений. Воздействие кризиса Covid-19 на преступность будет длительным... и общеевропейским.

    Criminalité: la crise du Covid-19 inspire les réseaux de toute l’Europe

    https://www.lefigaro.fr/international/criminalite-...

    https://www.inopressa.ru/article/27May2020/lefigar...

    ЭВОЛЮЦИЯ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

    По данным ФБР США, в период пандемии коронавируса финансовые организации сообщают о росте (выше прогнозированного уровня) количества операций, которые можно рассматривать в качестве потенциальных попыток отмывания средств. Банкам приходится в одиночку противостоять непрерывно меняющемуся набору мошеннических схем.

    В ФБР полагают, если компания на протяжении последних нескольких месяцев продолжает свою обычную финансовую деятельность, в то время как другие резко сократили или полностью прекратили свою работу, то для банка это может быть признаком подозрительности. Такой компанией может быть островок в торговом центре, который на самом деле не работает, и все же каждую неделю делает крупные денежные депозиты. А может быть и туристическое агентство, которое делает большие денежные депозиты. ФБР ожидало роста мошенничества, но одновременно получило немало великолепных сообщений о подозрительной деятельности (СПД), связанной с возможным отмыванием денег.

    Беспрецедентные меры помощи многих стран стали магнитом для мошенников. Американская программа экстренной помощи малым предприятиям (Paycheck Protection Program – PPP) позволила предприятиям, вынужденным закрыться во время пандемии, получить доступ к сотням миллиардов долларов в виде условно-безвозвратных займов, деньги выделяются на зарплату работников, на оплату ипотеки и коммунальных услуг. Аферы с программой РРР начались с начала её реализации в Америке 3 апреля. С того же момента программа PPP стала приоритетом для расследований ФБР. Бюро стало браться даже за дела, которыми обычно не занималось: махинации или попытки махинаций с небольшими или вообще нулевыми денежными потерями со стороны жертв или их финансовых организаций.

    Американская финразведка FinCEN выпустила руководящий материал COVID19 FIN-2020-A002 с двумя десятками признаков мошенничества на фоне пандемии. ФБР просит работников комплаенса финансовых организаций ссылаться в своих сообщениях на название программы или ее аббревиатуру, что облегчит работу следователей.

    Получатели помощи не спеша приобретают право на получение кредитов. Примерно через восемь недель после получения первого платежа получателями денег и их банками необходимо повысить бдительность в отношении мошенников. Они корректируют свои аферы, которыми занимались на первом этапе программы помощи. Раньше мошенники предлагали за вознаграждение передвинуть заявителя в начало очереди за помощью. Теперь они могут предлагать ускорить получение решения о списании долга, либо гарантировать такое списание.

    Сотрудники комплаенс-службы должны подготовиться к передаче СПД клиентов, которые используют средства программы PPP для погашения личных долгов и других расходов, выходящих за рамки условий программы, добавил чиновник ФБР. Ведомство хотело бы, чтобы банки сообщали о клиентах, которые переводят предоставленные целевым образом деньги куда-то ещё. "Это незаконно, и мы будем работать по этим делам", - подчеркнул представитель ФБР. Во время пандемии получили известность другие схемы, включая различные варианты уже известной компрометации деловых сообщений электронной почты, любовных афер и инвестиционных мошенничеств.

    ФБР наблюдает рост числа мошенников, обманом заставляющих жертв проводить через их банковские счета пожертвования якобы благотворительным организациям или на медицинские исследования. Отмечается и общий рост вербовки “денежных мулов” на фоне перехода на удаленную работу и увеличение безработицы. Денежному мулу предлагают оставить немного денег себе, а остаток снять и депонировать в биткоин-банкомате. Сейчас такая схема очень распространена, пояснили в ФБР.

    Бюро также ожидает неминуемого роста афер с пособиями по безработице, выделяемыми властями штатов и муниципальными органами. За 10 недель за пособиями обратились более 40 миллионов американских рабочих. Признаком мошенничества является несоответствие лица, получившего пособие по безработице, и лица, подавшего заявление на это пособие. Другой признак – несовпадение имени на счете и имени заявителя. "Лицо, получающее пособие по безработице, не является лицом, подавшим заявление на пособие, или ... заявка на пособие по безработице подана на восточном побережье, а деньги выплачиваются на счет на западном побережье. Это яркие признаки", - сказал чиновник ФБР.

    На подъеме находятся и небольшие компании открытого типа, которые с целью повысить цены на их акции рекламируют мошеннические методы лечения, поддельные лекарства или тесты для COVID-19. Деньги собирают и предлагая "волшебные зелья" неискушенным инвесторам.

    COVID-19 Fraud, Money Laundering Evolving with Pandemic

    https://www.moneylaundering.com/news/covid-19-frau...

    ПРЕСТУПНИКИ ГОТОВЫ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОРОНАВИРУСНЫМ КРИЗИСОМ

    Европейские правительства развертывают программы господдержки, предоставления кредитных гарантий и других форм финансовой помощи. Однако пострадавшие от карантина предприятия и безработные граждане, возможно, не единственные, кто с нетерпением ждет помощи в чрезвычайной ситуации. Органы власти и эксперты предупреждают, что беспрецедентная горячка по спасению экономики чревата рисками эксплуатации программ помощи правонарушителями. Преступники будут использовать пандемию для мошенничества и других финансовых преступлений. В отрасли финансовых услуг возрастёт риск отмывания денег.

    Преступники отмывают свои доходы через финансовую систему. Первую линию защиты от отмывания денег занимают банки. Финансовые регуляторы предупреждают банки и другие фирмы о необходимости сохранять бдительность по отношению к нарушителям закона, берущим на вооружение новые способы отмывания денег во время кризиса. Финансовые организации несут ответственность за проверку личности клиентов и оповещение властей о подозрительных операциях. Это – операции с крупными партиями неучтенных наличных денег, крупные переводы, операции политических деятелей, схемы со структурированием денег по нескольким счетам, ведение бизнеса с территорий с ослабленным надзором.

    В условиях, когда кредиторы вынуждены для огромного числа заявителей в сжатые сроки согласовывать обеспеченные госгарантиями займы, может ослабляться контроль за получателями средств. При дистанционной работе сотрудников финансовой организации усложняются процедуры идентификации и проверки клиентов. В связи с этим нельзя исключить потери оперативного контакта между работниками фронт-офиса и подразделения, занимающегося в банке поиском грязных денег. Когда в условиях ухудшающейся экономической ситуации организация пытается сохранить доходы, её сотрудники могут почувствовать ослабление непосредственного контроля за их поведением.

    ФАТФ предупреждает об аферах на фоне вспышки COVID-19. Здесь и реклама контрафактных лекарств, и махинации в благотворительной деятельности, инвестиционные аферы, рассылка играющих на вирусных страхах фишинговых писем.

    Комиссия по надзору над финансовым сектором (Commission de Surveillance du Secteur Financier – CSSF) Люксембурга одной из первых в Европе подняла тревогу в отрасли. Комиссия подготовила подробный перечень позиций, за которыми должны следить финансовые компании в период кризиса. Риски реальны, и они требуют дополнительного контроля со стороны финансовых игроков, подчёркивает Марко Цвик (Marco Zwick), который курирует фондовую отрасль страны, одну из крупнейших в мире. Компании в рамках проверок ПОД/ФТ должны уделять "еще больше внимания преступлениям и факторам уязвимости, возникающим во время кризиса", отметил он в своем заявлении по электронной почте.

    В официальном циркуляре ведомство предупредило о возможных проблемах со стороны онлайновых платежных сервисов, клиентов, испытывающих финансовый кризис, организаций по оказанию помощи, кредитов, обеспеченных государственными гарантиями, ипотечных кредитов, инвестиций, попавших в сложное финансовое положение. Регулятор предупреждает: преступники, в частности, могут использовать график погашения долга перед государством в качестве оправдания ввоза в страну грязных денег. Они могут обманным путем получать государственные средства без намерния их возвращать.

    Коронавирус, нарушив нормальную жизнь, может затруднить работу банков по поиску отклоняющихся от нормы платежей. Из-за пандемии люди перестали ходить в магазины. Так в Соединенном Королевстве в марте доля онлайн-продаж в розничной торговле достигла рекордного уровня (22,3 %). За новыми потоками необычных онлайн-платежей за доставку товаров могут скрываться мошеннические транзакции коронавирусного инструментария преступного мира.

    Criminals poised to take advantage of coronavirus crisis

    https://www.politico.eu/article/criminals-take-adv...

    ЗАСЕДАНИЕ ГЛАВ НАЛОГОВЫХ ВЕДОМСТВ СТРАН БРИКС

    В конце мая под эгидой Федеральной налоговой службы России прошло совещание руководителей налоговых ведомств стран БРИКС.

    Министр финансов и налогов Индии г-н Аджай Бхушан Пандей (Ajay Bhushan Pandey) призвал Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку (БРИКС) обменяться сведениями о мерах налоговых ведомств в связи с глобальной пандемией. Ожидается, что это побудит другие страны оценить меры государств по сдерживанию распространения covid-19 и восстановлению после кризиса. Г-н Пандей призвал страны БРИКС прийти к договоренности о расширении информационного обмена в рамках налоговых соглашений в целях борьбы с коррупцией, отмыванием денег и финансированием терроризма.

    Finance secretary urges BRICS nations to share covid-19 related tax measures

    https://www.livemint.com/news/india/finance-secret...

    СДЕРЖИВАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ КАРАНТИНА COVID-19 НА ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ БУДЕТ КРАТКОВРЕМЕННЫМ

    По мнению аналитиков ресурса ACAMS moneylaundering.com, спад трансграничного перемещения европейскими преступными синдикатами наличных денег и сокращение масштабов отмывания средств через рестораны и другие бизнесы с большими оборотами наличности на фоне пандемии COVID-19 будут носить кратковременный и ограниченный характер.

    В марте Европу поразила чрезвычайная ситуация в области здравоохранения. Торгово-экономическая деятельность сократилась, государства ввели широкие ограничения на поездки людей и на работу т.н. "второстепенных" бизнесов, включая бары, казино, рестораны, маникюрные салоны и другие предприятия, которые обычно используются преступниками для размещения преступных банкнот в финансовой системе. Закрытие границ и ограничение коммерческой деятельности привели к сокращению масштабов незаконного оборота наркотиков и контрабанды наличных денег. Замедление экономики сократило возможности для перемешивания законных и преступных средств. Однако сотрудники комплаенса и источники в правоохранительных органах считают, что на фоне ослабления ограничительного режима преступники могут быстро найти другие варианты своих действий.

    "Организованные преступные группы могут потерпеть", - сказал на условиях анонимности источник, имеющих связи в правительстве Мальты и в отрасли финансовых услуг, которая может обслуживать сицилийскую мафию. "Возможность потерпеть зависит от рынка, на котором вы ведёте деятельность, и от наличия у вас хороших кредитных линий. Вы всегда можете поместить наличность на склад, и просто подождать удачного момента для инвестиций".

    Тони Сэггерс (Tony Saggers), бывший начальник отдела по борьбе с наркотиками и разведке Национального агентства по борьбе с преступностью Соединенного Королевства (U.K. National Crime Agency – NCA) полагает, что преступники, вероятно, начали испытывать трудности с выводом банкнот из Великобритании. Причина проблем заключается в нарушении, из-за пандемии, традиционных логистических каналов в морских и аэропортах. У преступников могут возникнуть сложности в конвертации британских фунтов стерлингов в евро и доллары, две наиболее часто используемые валюты в незаконной глобальной торговле. Обычно такая конвертация делается до отправки денег контрабандой в другие страны.

    В настоящее время Сэггерс работает в Лондоне независимым консультантом. Он поясняет: "В Великобритании используют коррумпированные бюро денежных услуг, которые позволяют спрятать перемещение денег в крупных операциях законной торговли". "Сокращение такой торговли сделает преступную деятельность гораздо более заметной для аудиторов и инспекторов". По этой причине преступные группы могут обратиться к неформальным системам передачи стоимости, таким как хавала. Подобные системы иногда обходятся без физической транспортировки наличных денег. "Существует вероятность того, что определенным ОПГ придется наличные деньги складывать, пока они не найдут надежную альтернативу". "Хотя многие устойчивые группы часто имеют в своем распоряжении более одного варианта действий".

    22 мая NCA сообщила, что с момента начала строгой изоляции в связи с пандемией, введенной в Великобритании 23 марта, правоохранительные органы страны изъяли 25 тонн кокаина, героина и других запрещенных наркотиков, и не менее 15 миллионов фунтов стерлингов предположительно незаконной наличности. По данным NCA, ограничения в период пандемии COVID-19 повысили риски преступных групп при решении задач перемещения денег. Закрытие многих бизнесов с большим оборотом наличных денег лишило ОПГ определенной возможности прятать и отмывать наличные деньги, и затруднило сокрытие преступных доходов. Обычно преступники проводили свои операции через с виду законные предприятия. В период карантина эти предприятия закрылись. Как полагают в NCA, теперь в качестве дымовой завесы для перемещения своих средств преступники могут использовать даже закупки государственными структурами и частными лицами средств индивидуальной защиты (СИЗ), и других медицинских товаров.

    ПФР Великобритании (UKFIU) в выпущенных в мае рекомендациях отметила всплеск сообщений финансовых организаций о крупных депозитах наличных, а также о банковских переводах на зарубежные счета. Отправители этих переводов в качестве назначения платежа указывали (возможно, с целью обмана властей) оплату техники для борьбы с пандемией. Как отметила UKFIU, "сообщающие лица во многих случаях полагают, что, когда их клиенты заявляют о своей причастности к поставкам СИЗ, они, на самом деле, на фоне высокого спроса на эти средства пытаются скрыть своё участие в отмывании денег". Британские чиновники рекомендовали специалистам по комплаенсу тщательно проверять новые компании, занимающиеся покупкой и

    продажей СИЗ и других товаров высокого спроса. Рекомендуют также анализировать фирмы, которые без объяснений переходят из одного сектора или товара на другой, ранее для их коммерческой деятельности нетипичный.

    Смягчение ограничений может привести к внезапному увеличению клиентских транзакций отдельных предприятий, утверждает пресс-секретарь налогового ведомства Великобритании (HM Revenue & Customs). "Важно, чтобы предприятия при решении задачи пресечения потока преступных средств сохраняли бдительность. Преступники могут пытаться легализовать свои преступные доходы, прикрываясь мерами по восстановлению экономики". Вопросы также могут вызвать рестораны, пабы и кафе, которые продолжают демонстрировать нормальную выручку, несмотря на карантин.

    Адаптация пороговых значений скрининга транзакций к прогнозированию и выявлению подозрительных сделок, связанных с совершенно новым экономическим ландшафтом, может обратить на себя повышенное внимание со стороны регулирующих органов. Об этом на условиях анонимности сказал сотрудник комплаенса одной британской кредитной организации. "В период теперешнего кризиса необходимо будет усилить внимание к секторам с интенсивным оборотом наличных денег". "Мы занимаемся этими вопросами, однако перепрограммировать систему мониторинга транзакций весьма непросто. Дело в небольшом объеме имеющихся данных, поскольку эта штука существует всего несколько недель".

    Г-жа Хенни Вербик-Кустерс (Hennie Verbeek-Kusters), руководитель голландского подразделения финансовой разведки (FIU Nederland), в недавнем интервью отмечала, что банки, бухгалтеры и другие фирмы должны обращать внимание на крупные или частые денежные платежи за товары. Она полагает, что преступников, возможно, будут интересовать предприятия, испытывающие проблемы в период кризиса. В прошлом году власти Нидерландов провели обыски в агропредприятиях и у дилеров подержанных автомобилей по подозрениям в отмывании миллионов евро через торговые схемы. Г-жа Вербик-Кустерс полагает, что подобные вливания наличных денег могут соблазнить малые и средние предприятия в других секторах. В обычное время они бы от этих денег отказались.

    Европол в апреле предупредил, что у некоторых людей экономические трудности "снижают барьер приемлемости "левых" сделок и других незаконных действий, когда единственными доступными поставщиками капитала являются преступные инвесторы". Европол предупреждает: серьезный экономический спад в Европе может привести к падению цен на недвижимость и в других секторах, которые преступники использовали для отмывания денег.

    COVID-19 Lockdown’s Impact on Money Laundering is Limited, Temporary

    https://www.moneylaundering.com/news/covid-19-lock...

    Перевод осуществлен МУМЦФМ.