Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики

Служба финансовой разведки - новый шаг в борьбе с угрозами современности Бердибай Саматов

09-02-2007
Создание Службы финансовой разведки в Кыргызстане является необходимым и важным шагом в деле участия нашего суверенного государства в общемировой борьбе с угрозами современности, международными преступлениями против человечества.

Являясь полноправным членом цивилизованного сообщества, наша страна не может оставаться безучастным, сторонним наблюдателем, происходящих в мире сложных процессов борьбы с международным терроризмом, торговлей оружием, незаконным оборотом наркотиков, и противодействия финансированию подобных явлений. Об образовании Службы финансовой разведки Кыргызской Республики люди уже слышали, но не многие кыргызстанцы знают, что, из себя, представляет эта организация. Какова цель создания подобного органа в нашей стране и в чем суть Закона «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Мировая тенденция борьбы с легализацией доходов преступной деятельности реальные черты начала обретать еще в начале 80-х годов прошлого столетия. Хотя в отдельных странах необходимость такого противодействия появилась значительно раньше. К примеру, в США баснословные прибыли гангстерских синдикатов и мафиозных кланов, полученные от контрабанды спиртного, подпольного игорного бизнеса, вооруженных ограблений и рэкета во времена Великой депрессии, уже к 40-годам начали выходить из тени в виде легальных частных банков, ресторанов, казино, строительных, нефтеперерабатывающих и других компаний и фирм. А начиналась легализация с создания частных прачечных заведений, через которые прокручивались миллионы наличных долларов. Нынешний, устойчивый термин «отмывание денег» берет начало именно с этих «прачечных» операций. К 80 - м годам финансовые и банковские системы подавляющего большинства развитых и развивающихся стран были заражены вирусом «отмывания» преступных доходов. Тогда чуть не полмира было опутано устойчивым наркотрафиком, международные, преступные сообщества торговали оружием, оживилась работорговля. Прибыли от этих преступных промыслов, по мнению аналитиков, были сравнимы разве что с доходами от таких отраслей экономики, как добыча и реализация нефти и газа, золота и драгоценных камней. Нелегальные денежные средства в подобных масштабах искали выхода на легальный рынок, и находили его. Это происходило вопреки всем усилиям правоохранительных органов и спецслужб отдельно взятых стран. Поступление на рынок нелегальной денежной массы расшатывало финансовые системы целых государств. Стало очевидно, что в одиночку противостоять огромной волне преступных финансовых средств, готовых к легализации или уже отмываемых, невозможно. Конвенция ООН по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, принятая 1988 году, положила начало объединенным усилиям мирового сообщества в борьбе против международной преступности и ее неправедных доходов. К началу 90-х годов в некоторых западных странах появились специальные подразделения финансовой разведки (ПФР). Это было веление времени, этого требовала ситуация. Так как традиционным образом сформированные правоохранительные органы, как правило, не имеют профессионального и глубинного доступа к закрытой информации в финансовой и банковской системе, к этому делу необходимо было привлечь профильных специалистов и выработать специальные методы выявления подозрительных сделок и операций с финансовыми средствами. В настоящее время в 101 государстве мира созданы и успешно действуют подразделения финансовой разведки. Эффект от деятельности этих организаций составляет ежегодно триллионы долларов, изъятие которых из оборота преступных организаций наносит последним непоправимый урон. Эксперты считают, что такие методы борьбы с международной преступностью приносят наиболее ощутимые и реальные результаты. Но надо сказать, что сегодня, когда международный терроризм выходит на первый план в сводках преступлений против человечества, сфера деятельности и круг выполняемых задач подразделениями финансовой разведки значительно расширяется. Теперь они включают в себя не только борьбу с отмыванием преступных доходов, но и вопросы противодействия финансированию терроризма. Ясно, что информация, касающаяся финансирования терроризма, во многом отличается от информации, касающейся иных финансовых преступлений, что требует от сотрудников ПФР особой подготовки и знания методов анализа информации, выявления звеньев преступной цепи. Кыргызстан с самого начала самостоятельного развития, являясь членом Организации объединенных наций, имеет непосредственное отношение к требованиям и нормам целого ряда международных соглашений и Конвенций ООН, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, торговлей оружием и людьми, международным терроризмом и экстремизмом. Наши обязательства, как демократического, правого государства перед мировым сообществом требуют реализации тех же принципов и рекомендаций противодействия этим преступлениям, которые приняты в международной практике. В 2003 году Целевая группа по выработке мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) приняла целый перечень рекомендаций по противодействию легализации преступных доходов, в число которых впервые были включены прямые рекомендации по созданию и функционированию ПФР. Осенью того же года на Пленарном заседании ФАТФ Российская делегация инициировала создание региональной Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Первая Учредительная конференция государств-участников ЕАГ прошла в Москве, в октябре 2004 года. В состав этой организации вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Китай и Таджикистан. Наблюдателями в ЕАГ в настоящее время являются 20 государств и международных организаций. Страна, участница этих международных организаций обязана создать свою систему противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, привести ее в соответствие с принятыми международными стандартами и пройти взаимную оценку. Оценка на соответствие системы ПФТ/ОД в Кыргызстане проводилась экспертами ЕАГ в начале этого месяца. Окончательные результаты ее будут подведены после всестороннего изучения и анализа полученных данных. Но в целом, система, создаваемая в Кыргызстане, не вызвала у международных экспертов серьезных нареканий. Членство Кыргызстана в региональной Евразийской группе надо считать началом создания ПФР в нашей стране. Так, Указом Президента Кыргызской Республики от 8 сентября 2005 г. «Об уполномоченном органе по борьбе с финансированием терроризма и «отмыванием» доходов, полученных преступным путем» была создана Служба финансовой разведки Кыргызской Республики (СФР). Служба только начинает свою полноценную деятельность, и говорить о результатах ее работы, о выявленных незаконных финансовых операциях еще рано. Но то, что в Кыргызстане принят закон «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (ПФТ/ОД) уже свидетельствует о том, что наша республика выполняет свои обязательства перед международными организациями и придерживается всех подписанных ею договоров, соглашений и Конвенций ООН. Согласно экспертной оценке международных специалистов и организаций, принятое Кыргызской Республикой законодательство в данной сфере признано, как соответствующее международным правовым инструментариям, и способствует реализации ратифицированных Кыргызской Республикой Конвенций ООН, кроме того, в данном законе нашли наиболее полное отражение рекомендации ФАТФ по созданию системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Таким образом, мы активно включаемся в общую борьбу. 31 июля 2006 года Закон был подписан Президентом Кыргызской Республики Курманбеком Бакиевым, а 8 ноября 2006 года он вступил в силу. Этот закон не только является базовым законом, регулирующим деятельность Службы финансовой разведки Кыргызской Республики (СФР), он, прежде всего, создает правовую базу для общей системы противодействия финансированию терроризма и легализации преступных доходов в Кыргызстане. Непонимание сути этого правого акта вызывает, порой, его неприятие, порождает разноречивые толкования. На самом деле, прогрессивность и своевременность данного закона не должна вызывать сомнений. Он ни в чем не ограничивает деятельность предпринимателя, бизнесмена, банкира. Его нормы и статьи направлены только на борьбу с противозаконными явлениями в финансовой и банковской системе, они призваны противостоять неправедным доходам и преступному бизнесу. Честному предпринимателю нечего опасаться, данный закон служит успеху легального бизнеса. Другое дело, что любой новый закон имеет, и всегда будет иметь, известные противоречия с действующими законами и правовыми актами. Но это уже вопросы чисто технического характера. Необходимо привести нормы нового закона в соответствие с действующими нормативно-правовыми актами страны. Специалисты Службы финансовой разведки подготовили 12 законопроектов о внесении изменений и дополнений в целый ряд законов и кодексов Кыргызской Республики, которые и призваны снять противоречия по действию данного закона. Законопроекты эти направлены в Жогорку Кенеш. Главная задача Службы финансовой разведки противостоять угрозам современности, проявления которых обретают все более изощренный характер, и согласно положениям закона о ПФТ/ОД, осуществлять меры по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан, общества, и государства. Деятельность Службы направлена на сохранение целостности и устойчивости финансовой системы Кыргызстана, экономической безопасности государства. Президент страны, исходя из требований наших международных обязательств, подписанных соглашений и договоров, ставит перед службой финансовой разведки масштабные и, весьма, значимые цели и задачи. Эти шаги Кыргызстана, надо признать своевременными и необходимыми, без какого-либо пафоса и завышенных оценок ситуации.

Бердибай Саматов