На днях состоялось первое заседание Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Данная комиссия образована Распоряжением Президента Кыргызской Республики от 26 июня 2006 года № 245. Согласно положению, Межведомственная комиссия является постоянно действующим координационным органом, основной целью деятельности которой является обеспечение согласованных действий заинтересованных государственных органов в сфере противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (ПФТ/ОД). В состав комиссии входят представители 17 министерств и ведомств, в том числе все правоохранительные и фискальные структуры Кыргызстана. В работе первого заседания межведомственной комиссии принял участие Секретарь Совета безопасности КР Токон Мамытов.
ХХI век, наряду с несомненным совершенствованием мирового сообщества, огромными достижениями в области освоения высоких информационных и промышленных технологий, к сожалению, привнес в жизнь человечества и целый ряд негативных явлений и угроз. Активизация транснациональной организованной преступности, слияние ее с международным терроризмом, торговля наркотиками и людьми - все это явно недоброкачественный, хотя и побочный, продукт мировых процессов глобализации. И международному сообществу со всем этим приходится считаться, потому что подобные явления представляют собой очевидную угрозу стабильности на планете.
Увеличение потока незаконного оборота наркотиков, торговля оружием, финансирование террористических групп и регулярные попытки международных преступных сообществ легализовать добытые преступным промыслом средства - это не просто рядовые преступления, а это уже системные угрозы развитию человечества, и они требуют принятия адекватных, эффективных и системных мер противодействия. К концу ХХ столетия в мире обозначилась реальная необходимость объединения усилий в борьбе с отмыванием преступных доходов. На протяжении последних десятилетий международные организации, ведущие эксперты и аналитики, лучшие умы цивилизованного сообщества активно работают над созданием и совершенствованием системы по противодействию финансированию терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем. Сегодня можно говорить о том, что такая система, основанная на единых международных стандартах и сочетании механизмов уголовно-правового преследования подобных деяний, мониторинга связанных с ними финансовых операций, уже есть, она работает. И именно она, при очевидной необходимости дальнейшего своего развития, является одним из важнейших направлений международного сотрудничества в борьбе с угрозами современности. Активными участниками реализации этой глобальной системы мер в последние годы являются не только правоохранительные и надзорные органы, но и финансовые организации, и в первую очередь - подразделения финансовой разведки. Создание Службы финансовой разведки в Кыргызстане, вне всякого сомнения, явилось своевременным и важным шагом, которого от нас вправе были ожидать и ожидали наши партнеры по мировому содружеству.
Но одним этим шагом Кыргызстану, как и другим странам, видимо, не обойтись. Ни одна, даже самая хорошо подготовленная служба мониторинга, ни одна даже очень оснащенная технически, вооруженная специальными знаниями и аналитическими навыками группа высочайших профессионалов, в одиночку, конечно же, не сможет противостоять преступлениям, масштабы которых в мире отмечаются экспертами, как угрожающие, и которые способны разрушить финансовую систему целого государства. Если не будет продуманной, слаженной работы всех министерств и ведомств, в компетенцию которых входит соблюдение чистоты и целостности финансовой системы, кто по долгу службы обязан вести борьбу с проявлениями экстремизма и терроризма, об успешных результатах в этом деле, вряд ли можно говорить. Здесь, конечно же, необходимы совместные планомерные действия, координация деятельности Службы финансовой разведки и Национального банка, правоохранительных органов, государственных надзорных, регулирующих, фискальных и других, финансовых организаций, министерств и ведомств. По мнению Президента страны, таким объединяющим и координирующим органом должна стать Межведомственная комиссия по ПФТ/ОД. Первое заседание данной комиссии было посвящено вопросам совершенствования нормативно-правовой базы КР в сфере ПФТ/ОД.
Международный терроризм, религиозный экстремизм, незаконный оборот наркотиков, коррупция и организованная преступность сегодня уже напрямую затрагивают интересы Кыргызстана, они несут угрозу национальной безопасности и целостности не только нашей страны, но и всех государств региона. Поэтому, как сказал Секретарь Совета безопасности Токон Мамытов: «Вопросы совершенствования нормативно-правовой базы борьбы с вызовами и угрозами международного масштаба являются обоснованной, настоятельно необходимой, своевременной, и эффективной мерой». Кыргызстан на сегодня ратифицировал 10 международных антитеррористических конвенций и протоколов к ним. При этом, эксперты, в первую очередь зарубежные, считают, что действующее законодательство нашего государства не в полной мере учитывает требования универсальных антитеррористических конвенций и протоколов, а также Резолюций Совета Безопасности ООН. Особенно, это касается криминализации форм террористической и содействующей ей деятельности. Предусмотренные конвенциями и Резолюцией ООН обязательства, а именно - их криминализация по различным направлениям, процессуальные меры по пресечению террористических актов, уголовное преследование террористов и их пособников - в национальном законодательстве отражены не достаточно. Так, например, подпункт 2 (е) Резолюции Совета Безопасности ООН № 1373обязывает государства «обеспечивать, чтобы любое лицо, принимающее участие в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов или в поддержке террористических актов, привлекалось к судебной ответственности». Однако, действующие статьи Уголовного кодекса Кыргызской Республики не охватывают всего многообразия подобных преступлений, не учитывают их специфику, в том числе, определенную международными нормами, включая антитеррористические конвенции.
Для достижения более эффективного противодействия террористической угрозе в Кыргызстане и выполнения требований антитеррористических конвенций и протоколов, по мнению членов Межведомственной комиссии, необходимо пересмотреть и совершенствовать положения отечественного законодательства, регулирующего борьбу с финансированием терроризма и отмыванием доходов. «В этой связи»,- отметил на заседании Межведомственной комиссии Токон Мамытов, - «для усиления противодействия финансированию терроризма и экстремизма в Кыргызской Республике, усовершенствования законодательной системы и институциональной среды и реализации в Кыргызской Республике международных требований в соответствии с Рекомендациями ФАТФ 40+9, Распоряжением Президента Кыргызской Республики К. Бакиева от 4 сентября 2007 года № 178, при Совете безопасности Кыргызской Республики была создана рабочая группа». 9 ноября прошлого года данная рабочая группа на очередном заседании рассмотрела и одобрила проект «Плана действий по реализации требований Рекомендации ФАТФ 40+9 в КР», разработанный специалистами Службы финансовой разведки. А 23 ноября 2007 года он был утвержден Президентом страны Курманбеком Бакиевым.
Правовая база международной системы ПФТ/ОД, при всех очевидных различиях в вопросах регулирования и уровня юридической силы, основывается на документах, правовых актах различных международных организаций, включая конвенции ООН. В этом ряду, рекомендации ФАТФ являются общепризнанным сводом международных стандартов в данной области. Они устанавливают минимальные требования в сфере ПФТ/ОД, давая государствам определенный простор для варьирования, в зависимости от особенностей национальных правовых и финансовых систем, традиций государственного устройства. Таким образом, организационно-правовые механизмы ПФТ/ОД в разных странах могут иметь, как общие черты, так и национальные особенности. В нашей стране принят и уже действует в течение почти полутора лет Закон КР «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», 31 июля 2006 года он был подписан Президентом Кыргызской Республики, а с 8 ноября 2006 года вступил в силу.
Этот закон является правовым актом, который не только регулирует деятельность Службы финансовой разведки Кыргызской Республики, но, прежде всего, создает юридическую нормативную основу для функционирования общей системы ПФТ/ОД в Кыргызстане. Нормы и статьи закона направлены на борьбу с противоправными явлениями в финансовой и банковской системе, они призваны противостоять неправедным доходам, преступному бизнесу и попыткам финансового обеспечения террористических групп через финансовые институты Кыргызстана. Многие положения данного закона, его статьи и нормы противоречат тому, что уже было принято, не совпадают, а по иным вопросам и вовсе предлагают другие подходы и формулировки, нежели в принятых ранее нормативных правовых актах КР. Расхождения по некоторым параметрам весьма значительные и принципиальные, и в тоже время они несут существенную правовую нагрузку. Это понять не сложно. Ведь ни в одном законе или другом правовом акте невозможно учесть все нюансы развития общества, все политические перипетии и экономические конъюнктурные изменения, а потому они всегда будут требовать доработок и корректировок, внесения дополнений и изменений. Например, у нас в стране, как уже было сказано, принят и действует Закон Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём», принят также Закон КР «О противодействии терроризму» и тоже вступил в силу. И в то же время, такой состав преступления, как финансирование терроризма, пока отсутствует в Уголовном кодексе Кыргызской Республики. А это значит, что даже если в Кыргызстане сегодня будет раскрыто подобное деяние, а виновники его задержаны, все равно обвинение в финансировании терроризма правоохранительные органы никому предъявить не смогут. Элементарно, такого состава преступления в законодательстве просто нет. Поэтому специалистами Службы финансовой разведки и подготовлен проект дополнений в Уголовный кодекс Кыргызской Республики, где предлагается криминализировать такое деяние, как финансирование терроризма. Эксперты Службы финансовой разведки разработали 23 законопроекта о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Кыргызской Республики. Более 60 изменений и дополнений они предлагают внести только в базовый закон о ПФТ/ОД. Надо сказать, что 11 законопроектов, из числа нынешних еще год назад были готовы и представлены в ЖК для рассмотрения и принятия. К сожалению, депутаты прежнего созыва парламента так и не удосужились довести их до конца. Участники первого заседания Межведомственной комиссии подробно обсудили все эти законопроекты, высказали свои мнения, соображения и приняли решение - ходатайствовать перед Президентом КР об инициировании и направлении их в ЖК.
В ближайшей перспективе в повестку дня работы члены Межведомственной комиссии внесли рассмотрение проекта Национальной системы противодействия финансированию терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем, но это тема отдельная, так как вопрос не менее важный, чем тот, что рассматривался на первом заседании комиссии. Надо думать, что и разговор о нем должен быть самостоятельным.
Пресс-секретарь СФР КР Бердибай Саматов