В Кыргызстане завершило свою работу восьмое Пленарное заседание Евразийской группы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ЕАГ). Эта региональная организация со дня своего основания ведет целенаправленную работу по созданию эффективных национальных систем противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) преступных доходов (ПФТ/ОД). Наряду с известными и авторитетными международными организациями, такими, как ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Целевая группа по финансовым мероприятиям в области отмывания денег (ФАТФ), ЕАГ преследует главную цель - поставить заслон вызовам и угрозам нового тысячелетия. Евразийская группа все свои усилия направляет на организацию борьбы с такими проявлениями преступности в финансовой сфере, как отмывание преступных доходов и финансирование терроризма, борьбу не стихийную, а упорядоченную, основанную на устойчивой правовой базе.
Каждое государство может и обязано отстаивать, защищать свои позиции в международном сообществе, оправдывать свое участие в мировых, торгово-экономических и политических процессах. Но для того, чтобы иметь право занимать достойное место под солнцем, государство, кроме прочих обязательств, должно иметь, прежде всего, безупречно чистую и устойчивую финансовую систему, не запятнанную банковскую структуру, не замешанные в международных финансовых схемах неправительственные, коммерческие и некоммерческие организации и другие демократические институты. Требования, которые выдвигает мировое сообщество к своим членам сегодня, весьма и весьма непросты. Но, надо думать, что это лишь минимум, который обязаны выполнять страны, присоединившиеся или имеющие твердое намерение присоединиться к всеобщей борьбе с угрозами нового тысячелетия.
ХХI век, наряду с несомненными преимуществами и положительной динамикой развития человечества, в новое тысячелетие принес и целый ряд реальных угроз развитию того же человечества, угроз, которые, конечно же, мешали людям жить и в ХХ веке. Сегодня деятельность международных преступных синдикатов, занимающихся торговлей оружием, людьми, незаконным оборотом наркотических средств, поддерживающих террористические организации, финансирующих теракты в самых различных уголках земного шара, вызывает серьезные опасения в сохранении стабильности и мирного существования людей на Земле. Масштабы преступности таковы, что финансовые потоки, которые имеют в своем распоряжении преступные организации, попадая в банковские структуры и вливаясь в экономику государства, как вирус в компьютерную программу, вполне способны поколебать устойчивость финансовой системы не только малых и развивающихся стран, но даже нанести ощутимый удар по государству с развитой экономикой. И, наверное, необязательно быть опытным специалистом по финансовым вопросам, чтобы понять, какие беды способна повлечь за собой неустойчивость финансовой системы государства. Системный сбой - это в первую очередь финансовый кризис, рост цен, падение экономики, и, как результат, голод и разруха. Это лишь в общих чертах, в подробностях картина выглядит еще более удручающе. Многие страны Азии и Африки часто переживают подобные негативы, и случается это там, где финансовые системы не защищены от внешних и внутренних посягательств, где отсутствует правовая, государственная система противодействия отмыванию грязных денег, где возможности легализации преступных доходов дан «зеленый свет». Ведь известно, что путь в экономику любой страны доходов, добытых преступным промыслом, проходит через их легализацию или, проще говоря, отмывание денег. Разумная планета не может постоянно жить под угрозой этого «домоклова меча», поэтому мировое сообщество объявило настоящую войну организованной преступности, в том числе и в финансовой сфере, и сегодня ведет непримиримую борьбу с такими явлениями, как попытки финансирования терроризма и легализация преступных доходов.
Кыргызстан является участником и стороной многих международных соглашений и договоров, мы подписали все Конвенции ООН, рамочные и многосторонние соглашения с другими международными организациями, деятельность которых, в той или иной степени, направлена на противодействие международной организованной преступности, на сохранение стабильности и мира на планете. И тот факт, что в Кыргызской Республике создана и уже третий год работает Служба финансовой разведки, что у нас, в отличие от многих стран СНГ, принят и действует Закон «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (ПФТ/ОД), убедительно свидетельствует о том, что мы, кыргызстанцы, отнюдь не намерены отсиживаться в окопах, когда в мире идет всеобщая борьба с организованной преступностью. Кыргызстан - непосредственный и активный участник этой борьбы - в международном сообществе уже признали этот, ставший непреложным, факт. Тем более, положительно к нашим успехам в развитии национальной системы противодействия финансированию терроризма и легализации преступных доходов относятся страны - члены и наблюдатели Евразийской группы (ЕАГ). Членами этой региональной, международной организации являются - Республика Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Россия, Таджикистан и Китайская Народная Республика. В качестве наблюдателей в нее входят 16 государств мира, в том числе - США, Великобритания, Турция, Афганистан, Армения, Литва, Украина и другие. Кроме того, в качестве наблюдателей сюда вошли и 12 международных организаций, в числе которых Управление по наркотикам и преступности ООН, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Международная Целевая группа по финансовым мероприятиям в области отмывания денег (ФАТФ) и т.д.
Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма - это, как я уже сказал выше, региональная организация, но, состав и количество стран и международных организаций - наблюдателей позволяет говорить о том, что деятельность ее с самого начала притягивает к себе пристальное внимание весьма серьезных партнеров в этом, поистине мирового масштаба, противостоянии. Главная цель ЕАГ, если хотите, важнейшая миссия, которую Евразийская группа приняла на себя - является всемерная поддержка стран в вопросе строительства эффективных национальных систем ПФТ/ОД, оказание помощи в создании их правовой базы. Методику работы Евразийской группы вряд ли можно назвать сложной, но при этом она достаточно эффективна. Помощь, прежде всего, выражается в системе взаимных оценок, которые проводятся экспертами ЕАГ - это, так называемые, миссии оценщиков. Миссией проводится оценка на предмет соответствия той или иной национальной системы ПФТ/ОД международным стандартам и рекомендациям ФАТФ. Результаты деятельности такой миссии, как правило, выносятся на повестку дня очередного Пленарного заседания, где собственно и проходит их бурное обсуждение. Весьма важным в такой методе является то, что перед взаимной оценкой все страны - члены организации совершенно равны, а при обсуждении и вынесении итоговых оценок вполне самостоятельны.
В повестку дня восьмого Пленарного заседания, наряду с вопросами об итогах проведенных ранее взаимных оценок России и КНР был включен и вопрос о второй ступени прогресса Кыргызстана. Чтобы формула, так называемого, второго прогресса была более понятной читателю, необходимо начать с того, что в январе-феврале 2007 года миссия оценщиков ЕАГ работала в нашей республике. Отчет о результатах этой взаимной оценки был заслушан на Пленарном заседании Евразийской группы в г. Сочи, в июне того же года. Кыргызстан, в целом, получил тогда положительную оценку, но наша делегация привезла с собой также ряд замечаний и рекомендаций по дальнейшему развитию правовой базы. Отчет Кыргызстана по, так называемому, первому прогрессу, который обсуждался участниками Пленарного заседания в городе Санья (КНР) в декабре 2007 года также был оценен положительно. Таким образом, первые шаги и начало активизации нашей страны в международном процессе по противодействию легализации неправедных доходов и борьбе с попытками финансирования терроризма были поддержаны членами Евразийской группы еще на первоначальной стадии. На нынешнем, восьмом Пленарном заседании, Председатель Службы финансовой разведки КР Максатбек Садыров представил членам Евразийской группы и экспертам международных организаций отчет по второму прогрессу, то есть, речь, в данном случае шла о динамике дальнейшего развития сферы ПФТ/ОД в Кыргызской Республике. Участники заседания обсудили и одобрили отчет Председателя СФР КР, отметив значительную работу специалистов финансовой разведки Кыргызстана по гармонизации отечественного законодательства в сфере ПФТ/ОД. Служба финансовой разведки на сегодняшний день разработала и представила в Администрацию Президента КР и Правительство республики 34 законопроекта по внесению изменений и дополнений в принятые ранее законы КР. В том числе 11 проектов, те, что были готовы к рассмотрению в парламенте еще в начале прошлого года, получили одобрение профильных комитетов и были приняты депутатами нового созыва ЖК КР в первом чтении. Эти, безусловно, значимые шаги Службы финансовой разведки были восприняты зарубежными коллегами, как масштабный фронт работы, достойно освоенный этим ведомством при всемерной и непосредственной поддержке Президента КР, парламента и правительства республики.
P.S. Принятый в 2006 году Закон КР «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» настоятельно требует приведения целого ряда положений других, принятых ранее законов КР в соответствие с его нормами. Необходимо исключить любые противоречия между положениями правовых актов страны. Пожелания Евразийской группы, рекомендации других международных организаций и принятые в мире стандарты также сходятся на таком решении вопроса. Без устранения имеющихся разногласий и расхождений в законодательной базе, как вы понимаете, полноценная деятельность Службы финансовой разведки в правовом поле становится весьма затруднительной, а участие Кыргызстана в мировых процессах по противодействию означенным преступным явлениям выглядит более чем эфемерным.
К сожалению, процесс, призванный исключить имеющиеся противоречия между законами, неся на себе огромную правовую нагрузку, тем не менее, все еще находится в режиме ожидания.
Бердибай Саматов
Пресс-секретарь Службы финансовой разведки КР