12 сентября текущего года депутаты Жогорку Кенеша (ЖК) приняли 10 законопроектов о внесении изменений и дополнений в некоторые действующие законы Кыргызской Республики. На днях президент подписал их. Какова необходимость что-то менять и дополнять в работающих правовых актах? Насколько оправдана такая работа законодателей и авторов законопроектов?
Начать, наверное, надо с того, что в нашей республике действует закон «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём» (ПФТ-ОД). Но некоторые нормы этого закона находятся в прямом или косвенном противоречии с положениями некоторых существующих законов. Проще говоря, некоторые ранее принятые законодательные акты не включают в себя необходимые требования нового закона, а иногда напрямую исключают возможность реализации тех или иных его норм и статей. Собственно говоря, в подобном положении дел нет ничего удивительного, ничего экстраординарного или непреодолимого.
Как правило, нормы принятых ранее законов время от времени дорабатываются и приводятся в соответствие с требованиями вновь принимаемых для того, чтобы в дальнейшей их реализации исключить возможные правовые коллизии и юридические противоречия. Такова мировая правоприменительная практика. В данном конкретном случае вновь принятые 10 законов призваны привести в порядок определенную часть нормативной правовой базы, привести отдельные статьи отдельных законодательных актов в соответствие с требованиями закона «О ПФТ-ОД» и устранить возникшие противоречия.
Надо сказать, что принятые законопроекты - лишь начало большой и многотрудной работы, как говорится, вершина айсберга. При ближайшем исследовании вопроса о правовых основах национальной системы противодействия финансированию терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем (ПФТ-ОД) становится очевидным, что противоречий и несоответствий в нашем законодательстве предостаточно и работы здесь - непочатый край.
Специалистам и структурам, экспертам Службы финансовой разведки (СФР) и банковского сектора, правительству и законодателям - всем, кто так или иначе втянут в орбиту законотворческого процесса в сфере ПФТ-ОД необходимо время, чтобы провести скрупулезный анализ, отработать правовые нормы и подготовить их к отнюдь непростой процедуре приведения в соответствие друг с другом. И такая работа ведется. На сегодня Службой финансовой разведки подготовлены еще 22 законопроекта о внесении изменений и дополнений в законы, судьба их пока не решена, но суть и цель у них та же, что и у предыдущих десяти. Эти законопроекты ждут своего часа.
Приведение в соответствие норм и положений самых разных по своей сути и задачам законов, поиски возможных правовых нестыковок и коллизий в том или ином потенциально возможном случае, выработка наиболее приемлемых и отвечающих международным стандартам законодательных норм - работа, как оказалось на деле, сложная. Она требует от авторов первых 11 законопроектов огромных интеллектуальных усилий, опыта и профессиональных навыков в юриспруденции, в вопросах экономики, финансов и банковского дела, знания передового опыта зарубежных стран и международных организаций в подобных вопросах. Принятые законопроекты - это результат большой совместной работы специалистов отечественных банков, финансовых и правоохранительных структур, положительный итог технической помощи и правовой поддержки зарубежных организаций и экспертов. Помощь зарубежных партнеров дала возможность СФР провести парламентские слушания по разработанным законопроектам, организовать серию международных встреч, консультаций и конференций, обучающих семинаров с участием экспертов таких международных организаций, как Управление ООН по наркотикам и преступности, Всемирного банка, Международного валютного фонда, Швейцарского бюро по сотрудничеству и других.
Первые 11 законопроектов эксперты Службы финансовой разведки разработали и направили в правительство еще в сентябре 2006 года. Это было сделано в соответствии со статьёй 9 закона «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём» и в согласии со статьей 37 закона «О нормативно-правовых актах Кыргызской Республики».
Было подготовлено 11, а приняли только 10. В июне нынешнего года, перед самым уходом на летние каникулы, депутаты ЖК приняли закон «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике» в новой редакции, куда и были внесены предложения Службы финансовой разведки - положения одного из предлагаемых нами законопроектов были реализованы в этом законе. Остальные десять законопроектов приняты на днях подавляющим большинством голосов депутатов, что, в свою очередь, свидетельствует о заметном потеплении отношения общества и законодательной ветви власти к проблемам, которыми занимается СФР.
Какие же законы претерпели изменения и дополнения в результате принятия этих законопроектов? Изменения и дополнения были внесены в:
- закон «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике»,
- закон «О банковской тайне»,
- закон «О национальном банке Кыргызской Республики»,
- Гражданский кодекс,
- Налоговый кодекс,
- закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»,
- закон «Об организации страхования в Кыргызской Республике»,
- закон «О рынке ценных бумаг»,
- Уголовный кодекс и
- Кодекс «Об административной ответственности».
Рассматривать в статье подробно изменения и дополнения, которые вносят эти законы - значит с головой уйти в мир юридических терминов и казуистики, надо думать, простому читателю это будет совсем не интересно. Ну а узкий специалист или интересующийся подобными вопросами человек легко может найти законы на интернет-сайтах или в соответствующей периодике.
В качестве наиболее понятного и наглядного примера из числа вносимых изменений и дополнений в законы можно привести дополнение, внесенное в Уголовный кодекс. Так, благодаря вновь принятым законам, в УК появилось такое уголовно наказуемое преступление, как финансирование терроризма. Криминализация этого деяния полностью соответствует рекомендациям международных организаций и требованиям конвенций ООН. «Государства-члены Организации объединенных наций обязаны обеспечивать, чтобы любое лицо, принимающее участие в финансировании или в поддержке террористических актов, привлекалось к уголовной ответственности», - гласит текст Резолюции Совета безопасности ООН № 1373 от 2001 года.
Мы не должны забывать, что Кыргызстан находится в зоне действия подписанных им конвенций ООН, требований и рекомендаций международных организаций, которые мы также признаем. Мы живем в зоне действия положений и норм, подписанных нами соглашений и договоренностей с государствами-партнерами по общей борьбе с международной преступностью, угрожающей стабильности финансовых систем. И, поскольку все эти рекомендации и нормативные положения на международном уровне требуют от Кыргызстана, как члена мирового сообщества, действенных решений и реальных шагов в этой борьбе, то и задача нашего государства состоит в том, чтобы, как можно скорее навести порядок в правовых взаимоотношениях и законодательной базе страны.
Зарубежные партнеры, международные финансовые институты и организации, активная деятельность которых целиком направлена на содействие странам в создании национальных систем ПФТ-ОД, проявляют заинтересованность в создании в нашей стране правовой базы, отвечающей международным требованиям и общепризнанным рекомендациям в этой сфере. И очень важно, что они, понимая, насколько процесс еще далек от логического завершения, продолжают оказывать нам всемерную поддержку и посильную помощь. Принятие последних 10 законопроектов, направленных на усовершенствование законодательства страны, на приведение его в соответствие с требованиями международных правовых актов, есть не что иное, как один из тех самых реальных и действенных шагов, которых от нас ждет международное сообщество. Процесс совершенствования необходимо продолжать, ибо за ним стоит наше развитие и авторитет нашего государства на международной арене. Говорят же, что совершенству нет предела, думается, что законодательному совершенству тоже предел не писан.
Бердибай Саматов, пресс-секретарь СФР