Честь мундира превыше всего
Проблемы и перспективы развития государственной службы
в Кыргызской Республике
Общество, особенно за годы демократического развития Кыргызстана, привыкло называть государственную службу не иначе, как бюрократический аппарат, а сотрудников госслужбы чиновниками, вкладывая в это понятие немало сарказма и иронии, намекая на коррумпированность и недостаточный профессионализм сотрудников госучреждений. Между тем, только благодаря отлаженному механизму чиновничьего аппарата население получает возможность пользоваться услугами Правительства, администрации Президента и парламента.
Я далек от мысли, что государственная служба абсолютно свободна от коррупции и непрофессионализма. В это сложно поверить. Трудно поверить и в то, что чиновники госслужбы совершенно искренни в подаваемых ежегодно декларациях о доходах. Люди не могут не видеть, и дорогие автомашины, принадлежащие чиновникам, и богатые особняки, и завидный, недешевый отдых. Не могут люди не знать о шикарных свадебных и юбилейных банкетах, и многолюдных поминках, которые устраивают представители чиновничества. Но совершенно очевидно и то, что в этом вопросе необходим дифференцированный подход, огульные обвинения многочисленных представителей госслужбы во всех смертных грехах, вряд ли правомерны и уместны в данном случае.
Политическое руководство государственных органов, министерств и ведомств периодически меняется в зависимости от конъюнктуры и политических перемен в стране. В нашей республике, которая за относительно короткое время пережила две народные революции, это должно быть особенно заметно. Но при этом, основная масса специалистов госслужбы остается на месте, и находится в рабочем состоянии. И, скорее всего, именно это обстоятельство позволяет Кыргызстану избежать коллапса в системе госуправления и окончательного обрушения государственной машины.
Несмотря ни на какие политические перемены, государственная машина должна работать, рядовые граждане не должны страдать от временного безвластья или политической анархии, которая является непременным атрибутом любых радикальных государственных преобразований. Даже конституционные реформы, свидетелем которых население Кыргызстана становилось неоднократно, не должны влиять на повседневные заботы и жизненный уклад населения. В 1917 году, после Октябрьской революции большевикам пришлось предпринимать серьезные меры, вплоть до карательных, для того, чтобы вновь запустить государственную машину, в принудительном порядке привлекать специалистов царского режима к работе в госаппарате управления. Была создана даже Чрезвычайная комиссии по борьбе с саботажем и контрреволюцией.
Благо сегодня нам не приходится прибегать к столь крайним мерам. Государственная машина работает без заметных перебоев. При этом, очень важно и то, что внутриполитические события 2010 года коренным образом изменили стратегию развития системы государственного управления. А это, в свою очередь, внесло существенные коррективы в основополагающие приоритеты развития государственной службы. На передний план вышли задачи по реализации социально ориентированной государственной политики, способной сохранять равновесие при любом возможном политическом раскладе.
Одним из основных проблемных моментов для государственной службы Кыргызстана на сегодня, пожалуй, необходимо признать низкий уровень КПД. В чем это выражается? По-видимому, в первую очередь в недостаточной нацеленности госорганов на предоставление полноценных и качественных государственных услуг. Эффективной работе госорганов, очевидно, и в немалой степени мешают имеющая в них место коррупция, протекционизм, регионализм, элементы круговой поруки и не всегда оправданное, ложное чувство «чести мундира». Не последнюю роль в проблемах госслужбы играет, наверное, и несовершенство процессов формирования кадрового потенциала и правильного использования его возможностей. Тут, прямо скажем, необходим скрупулезный исследовательский и аналитический подход со стороны руководителей государственных структур и государственной кадровой службы.
Несовершенство законодательной базы, регулирующей процессы развития государственной службы - это еще один проблемный вопрос. Не исключено, что заметное расхождение некоторых норм и положений закона КР «О государственной службе» с требованиями статей Кодекса «О труде» и других нормативных правовых актов КР оказывает свое негативное влияние на выполнение госслужбой, возложенных на нее функций и задач. Очевидно, что необходима серьезная работа по гармонизации законодательства, касающегося госслужбы и приведение его в соответствие с требованиями действующей Конституции КР и закона «О государственной службе».
Во всех развитых, цивилизованных странах получить работу в государственном учреждении считается делом престижным, получить статус государственного чиновника в таких странах, достаточно, сложно. Но если уж человек сумел пройти соответствующие тесты на уровень профессионализма и благонадежность, он может рассчитывать на карьерный рост, на высокую оплату труда и определенные льготы со стороны государства. Профессионально подготовленный и добросовестный чиновник вправе рассчитывать на спокойную жизнь, надежное материальное состояние и уверенность в своем общественном положении на долгие годы вперед.
К сожалению, наших, отечественных чиновников, даже самых добросовестных и знающих свое дело, статус госслужащего не всегда способен защитить от неожиданных решений руководителей, занимающих политические (читай - временные) должности в органах госуправления. Да и система оплаты труда государственных служащих сегодня уже не соответствует современным требованиям и реалиям жизни. Не трудно предположить, что при относительно небольших размерах заработной платы, имея в распоряжении определенные рычаги государственного управления, чиновнику очень сложно отказаться от соблазна мздоимства и коррупции.
Глава государства не раз отмечала важность и необходимость соблюдения принципов стабильности, преемственности и профессионализма в государственной службе. За относительно короткий срок она подписала ряд указов, касающихся вопросов совершенствования государственной службы.
Указ Президента, «Об усилении роли и ответственности института статс-секретарей в сфере государственной службы», подписанный в августе 2010 года, направлен на поиск механизмов и принципов совершенствования государственной службы, нацелен на усиление прозрачности в подборе и расстановке кадров, повышении роли института статс-секретарей в деятельности государственных органов.
Указ Президента Кыргызской Республики "О совершенствовании взаимодействия органов государственного управления с гражданским обществом" от 29 сентября 2010 года преследует цель - обеспечить прозрачность процедур подготовки, принятия управленческих решений и их реализации с учетом интересов общественности.
Указ «О Фонде поддержки государственных служащих Кыргызской Республики» направлен на привлечение и закрепление высококвалифицированных кадров на государственной службе, повышение квалификации и обучения государственных служащих, а также их материальной поддержки.
Реализацией задач, определенных данными документами сегодня занимается Государственная кадровая служба. Уже определены стратегические цели и основные принципы построения и функционирования государственной службы, меры по повышению ее эффективности, по внедрению антикоррупционных механизмов, усилению роли и статуса статс-секретарей, и профессиональному развитию госслужащих. Все эти цели и задачи получили отражение в Концепции развития государственной службы Кыргызской Республики, а их реализация дает надежду на то, что государственная служба в Кыргызстане в очень скорой перспективе займет подобающее ей место и, наконец, приблизится к международным стандартам.
Бердибай Саматов,
заведующий сектором
стратегического анализа
ГСФР КР