15.05.2024
Типичные критерии высоких и низких рисков
24.01.2024
Всем коммерческим банкам
Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики (далее – ГСФР) относительно разъяснений в рамках Закона Кыргызской Республики «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц» (далее – Закон об амнистии) сообщает следующее:
1. Может ли декларант, использовать активы, указанные в декларации, а именно денежные средства на банковских счетах, наличные денежные средства в Кыргызской Республики и/или за пределами Кыргызской Республики в целях:
а) приобретение движимого и недвижимого имущества за пределами Кыргызской Республики?
б) пополнение собственного счета, открытого в другом банке за пределами Кыргызской Республики?
в) иные платежи за пределами Кыргызской Республики?
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона об амнистии целью проведения процедуры добровольного декларирования физическими лицами принадлежащих им активов, в том числе номинально оформленных на других лиц и/или находящихся за пределами Кыргызской Республики, по состоянию на момент декларирования активов является привлечение имущества и доходов физических лиц в легальный экономический оборот, увеличение внутренних и внешних инвестиций в экономику Кыргызской Республики; уменьшение доли теневой экономики; обеспечение гарантий сохранности активов и защиту их владельцев от преследования со стороны государственных органов Кыргызской Республики за нарушения требований законодательства, которые могли иметь место до введения добровольного декларирования активов, предусмотренного настоящим Законом.
При этом согласно ч. 4 ст. 3 Закона об амнистии действие настоящего Закона не препятствует выполнению международных и национальных требований в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, в том числе осуществлению международного и межведомственного сотрудничества в этой сфере.
2. В случае, если клиенту при открытии счета был присвоен низкий уровень риска и в отношении данного клиента банком применяются упрощенные меры надлежащей проверки клиента, с использованием риск-ориентированного подхода, при этом клиентом были проведены платежи в иностранное государство для приобретения недвижимости, либо операции, связанные с пополнением собственного счета в банке иностранного государства ДО проведения банком мониторинга/анализа проведенных операций, и вследствие которого клиенту был направлен запрос по представлению информации/документов, подтверждающих источники происхождения денежных средств, на который клиентом была представлена Специальная декларация, как подтверждение источников происхождения денежных средств, которые фактически были выведены за пределы КР:
а) какие меры в данном случае необходимо применить Банку в отношении данного клиента?
б) может ли Банк расценивать переводы/платежи клиентов банка, документом, подтверждающим источники происхождения денежных средств, которых является Специальная декларация, как признак отмывания/легализации денежных средств?
в) необходимо ли Банку признавать вышеуказанные операции как подозрительные согласно Справочнику кодов критериев (признаков) подозрительных операций (сделок) согласно утвержденного Приказа уполномоченного органа от 27.09.2023г.?
Согласно абзацу второй ч. 7 ст. 6 Закона об амнистии предусмотрено, «декларант освобождается от обязанности предоставления информации об источниках происхождения своих активов при декларировании активов.
Для всех государственных органов представленная декларантом специальная декларация является документом, подтверждающим факт декларирования активов, указанных в специальной декларации.».
В п. 50 Положения о надлежащей проверке клиента, утвержденного постановлением Правительства КР от 25.12.2018г. № 606 (далее - Положение о НПК), установлено, что в случае непредоставления клиентом сведений и (или) документов, необходимых для проведения надлежащей проверки клиента, или невозможности проведения надлежащей проверки клиента, финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц принимают меры, предусмотренные частью 5 статьи 21 Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», а именно:
1) не устанавливают деловые отношения с клиентом (отказывают в принятии на обслуживание или открытии счета);
2) приостанавливают или прекращают установленное деловое отношение с клиентом (отказ в обслуживании) и расторгают заключенный договор с клиентом;
3) не осуществляют операцию (сделку).
При принятии решения в данном случае финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц обязаны направить соответствующее сообщение в орган финансовой разведки в течение одного рабочего дня (ч. 5 ст. 21 Закона о ПФТД/ЛПД).
Исходя из п. 51 Положение о НПК, «в случае если во время установления деловых отношений или в ходе деловых отношений с клиентом, или при проведении разовых операций (сделок), возникнут подозрения, что операции (сделки) связаны с финансированием террористической деятельности и легализацией (отмыванием) преступных доходов, финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц должны применять следующие меры:
1) провести идентификацию и верификацию клиента и бенефициарного владельца, независимо от любых исключений или установленных пороговых значений;
2) провести всесторонний анализ деловых отношений или операции (сделки) и принять решение о признании деловых отношений или операции (сделки) подозрительными;
3) приостановить подозрительную операцию (сделку) до 5 рабочих дней и в течение пяти часов с момента признания в установленном порядке операции (сделки) подозрительной направить сообщение о подозрительной операции (сделке) в орган финансовой разведки. Орган финансовой разведки в течение 5 рабочих дней принимает решение по результатам анализа подозрительной операции (сделки) и доводит его до сведения финансовых учреждений и нефинансовых категорий лиц;
4) приостановить или прекратить деловые отношения с клиентом. принимать усиленные или упрощенные меры надлежащей проверки клиента с учетом результатов оценки рисков и классифицировать своих клиентов с учетом критериев риска.».
В случае обнаружения подозрительности в операциях, указанных во втором вопросе выше, Банку необходимо направить в адрес органа финансовой разведки сообщение о подозрительной операции (сделки) по коду 20003 с критерием «частые внесения наличных денежных средств или снятие наличных денежных средств без видимого/известного источника происхождения денежных средств».
08.09.2023
Всем финансовым учреждениям и нефинансовым категориям лиц
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц» «Действие настоящего Закона не препятствует выполнению международных и национальных требований в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, в том числе осуществлению международного и межведомственного сотрудничества в этой сфере.».
Также в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах» установлено, что «в случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действуют положения акта, регулирующего данную сферу правоотношений.
Исходя из вышеизложенного следует, что все финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц обязаны соблюдать требования законодательства в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.
01.02.2023 г.
Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики (далее – ГСФР) сообщает, что в соответствии с пунктом 26 Положения о порядке проведения надлежащей проверки клиента, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2018 года № 606, при верификации клиента, финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц должны использовать подлинники документов, действительные на дату их предъявления, или их копии, заверенные нотариусом. Если к верификации клиента имеет отношение только часть документа, может быть представлена выписка из него, заверенная нотариусом. В случае представления копии документов, финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц должны потребовать представления подлинников документов для ознакомления и сверки.
В абзаце втором пункта 48 Правил пользования Государственным порталом электронных услуг, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 7 октября 2019 года № 525 установлено, что документы, предоставляемые посредством Портала или мобильного приложения «Тундук», в цифровом формате имеют юридическую силу и равнозначны документам на бумажном носителе.
В этой связи, финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц, при проведении надлежащей проверки клиента, могут воспользоваться информацией, указанных в цифровом формате документов, представленных через приложение «Тундук», которые считаются подлинниками документов.
Относительно технических вопросов, касающихся формата предоставления цифровых копий паспортов, необходимо обращаться в адрес Государственного учреждения «Тундук» при Министерстве цифрового развития Кыргызской Республики.
12-01-2022
24-12-2020
Типичные критерии высоких и низких рисков
06-09-2018
Всем финансовым учреждениям и нефинансовым категориям лиц
Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики (далее – ГСФР) сообщает, что 1 сентября 2018 года вступил в силу Закон Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» от 6 августа 2018 года № 87 (далее – Закон).
В соответствии со статьями 23 - 26 Закона финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц направляют в ГСФР следующие виды сообщений об операциях (сделках):
1) сообщение о подозрительной операции (сделке);
2) сообщение об операциях (сделках) с физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран;
3) сообщение об операциях (сделках) с физическими лицами, отбывшими наказание за осуществление легализации (отмывания) преступных доходов, террористической или экстремистской деятельности;
4) сообщение об операциях (сделках) с наличными и безналичными денежными средствами.
В настоящий момент проводится работа по разработке проекта постановления Правительства Кыргызской Республики «О мерах по реализации Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов».
В этой связи, до вступления в силу вышеуказанного решения Правительства Кыргызской Республики, финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц представляют в ГСФР сообщения об операциях (сделках) в следующем порядке:
1) сообщение о подозрительной операции (сделке):
Данное сообщение следует формировать с использованием Перечня критериев (признаков) и справочника кодов подозрительных операций (сделок), утвержденного приказом ГСФР от 23 января 2017 года № 1/нпа.
Сообщение о подозрительной операции (сделке) представляется в ГСФР в течение пяти часов с момента признания в установленном порядке операции (сделки) подозрительной.
Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц продолжают применять установленный порядок признания операции (сделки) подозрительной.
Сообщение о подозрительной операции (сделке), включая о попытке совершения подозрительной операции (сделки), должно направляться независимо от суммы совершенной или совершаемой операции (сделки).
2) сообщение об операциях (сделках) с физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран:
Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц представляют в ГСФР указанное сообщение независимо от суммы совершенной операции (сделки) и в течение двух рабочих дней со дня совершения операции (сделки).
Данное сообщение следует формировать с использованием Перечня высокорискованных стран и Перечня критериев (признаков) и справочника кодов подозрительных операций (сделок), утвержденных приказом ГСФР от 23 января 2017 года № 1/нпа.
При этом представляется сообщение о любых операциях (сделках), связанных с физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран (физические или юридические лица, зарегистрированные или действующие в высокорискованных странах).
3) сообщение об операциях (сделках) с физическими лицами, отбывшими наказание за осуществление легализации (отмывания) преступных доходов, террористической или экстремистской деятельности:
Указанное сообщение следует формировать с использованием Перечня физических лиц, отбывших наказание за совершение преступления террористического и/или экстремистского характера, утвержденного приказом ГСФР от 8 февраля 2017 года № 6/п.
При этом представляется сообщение о любых операциях (сделках), связанных с физическими лицами, отбывшими наказание за совершение преступления террористического и/или экстремистского характера.
Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц представляют в ГСФР данное сообщение в течение двух рабочих дней со дня совершения операций (сделок).
4) сообщение об операциях (сделках) с наличными и безналичными денежными средствами:
Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц не представляют сообщения об операциях (сделках) с наличными денежными средствами до утверждения Правительством Кыргызской Республики перечня операций (сделок) с наличными денежными средствами и их пороговой суммы.
Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц представляют информацию об операциях (сделках) с безналичными денежными средствами по запросу ГСФР в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса.
При этом финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц должны представить информацию об операциях (сделках) с безналичными денежными средствами в электронном формате и по форме установленной ГСФР.
Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц продолжают применять:
- приказ ГСФР от 23 января 2017 года № 1/нпа и программное обеспечение (АРМ) для формирования сообщения;
- Форму 1 для заполнения сообщения;
- используемый канал передачи сообщений в ГСФР.
01.10.2015 г. - Лицам, представляющим сведения - разъяснение относительно определения «бенефициарный собственник (выгодоприобретатель)»
В соответствии со статьей 2 Закона Кыргызской Республики «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» (на официальном языке):
«бенефициарный собственник (выгодоприобретатель) - лицо, обладающее правом собственности на денежные средства или имущество и от имени и/или за счет которого клиентом совершается операция (сделка) с денежными средствами или имуществом, либо в соответствии с заключенным договором между таким лицом и клиентом, имеющее возможность прямо или косвенно влиять на совершение клиентом операций (сделок) с денежными средствами или имуществом.».
В соответствии со статьей 2 Закона Кыргызской Республики «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» (на государственном языке) под бенефициарным собственником (выгодоприобретателем) понимается человек (адам), исходя из следующего определения:
«бенефициардык менчик ээси (пайда табуучу) - акча каражаттарына же мүлккө карата менчик ээсинин укугун алып жүргөн жана анын атынан же анын эсебинен кардар тарабынан акча каражаттары же мүлк менен операцияларды (бүтүмдөрдү) жасаган адам, же акча каражаттары же мүлк менен операциялардын (бүтүмдөрдүн) кардар тарабынан жасалышына андай адам менен кардардын ортосундагы түзүлгөн келишимдерге ылайык тике же кыйыр түрдө таасир көрсөтүүгө мүмкүнчүлүгү бар адам.».
Необходимо отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», «в случае расхождения текста Конституции и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики на государственном языке с текстом на официальном языке, текст на государственном языке считается оригиналом, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.».
В связи с этим, под бенефициарным собственником (выгодоприобретателем) следует пониматьфизическое лицо.
29.05.2013 г. - Лицам, представляющим сведения
В соответствии с Законом Кыргызской Республики от 24 мая 2013 года № 80, внесены изменения в Закон Кыргызской Республики «О подготовке к представлению единой налоговой декларации гражданами Кыргызской Республики» от 25 февраля 2010 года № 36 (далее - Закон № 36).
Данный Закон вступает в силу со дня официального опубликования, т.е. с 31 мая 2013 года.
В связи с этим, за период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года в Кыргызской Республике планируется провести декларирование доходов и имущества в целях предоставления физическим лицам и государственным служащим Кыргызской Республики, определенным в статье 8 Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики», возможности исполнить незаявленные обязательства по уплате налогов, таможенных платежей, отчислений по социальному страхованию и иных обязательных платежей в отношении доходов и имущества, полученных по 31 декабря 2012 года включительно, без уплаты названных налогов, отчислений и иных обязательных платежей, за исключением сумм доходов и стоимости имущества, в совокупности превышающих декларационный порог, установленный настоящим Законом.
В этой связи, Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики сообщает следующее:
1) сохраняются права и обязанности лиц, представляющих сведения, предусмотренные в законодательстве Кыргызской Республики о противодействии финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
2) в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона № 36, декларация о доходах и имуществе не является правоустанавливающим или правоудостоверяющим документом, за исключением факта признания погашенными обязательств по уплате налогов, таможенных платежей, отчислений по социальному страхованию и иных обязательных платежей в отношении доходов и имущества, полученных по 31 декабря 2012 года, включительно.
В связи с этим, декларация о доходах и имуществе, заверенная государственным нотариусом согласно Закону № 36 не подтверждает, что имущество или доходы получены законным путем;
3) лица, представляющие сведения, обязаны в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о противодействии финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, проводить идентификацию и верификацию клиентов и бенефициарных собственников на основе оценки рисков, а также направлять сообщения о подозрительных операциях без исключения, независимо от того, является ли клиент - субъектом декларирования согласно Закону № 36.