Государственная служба Финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики

Руководящие принципы

06-09-2018

Всем финансовым учреждениям и нефинансовым категориям лиц

Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики (далее – ГСФР) сообщает, что 1 сентября 2018 года вступил в силу Закон Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» от 6 августа 2018 года № 87 (далее – Закон).

В соответствии со статьями 23 - 26 Закона финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц направляют в ГСФР следующие виды сообщений об операциях (сделках):

1) сообщение о подозрительной операции (сделке);

2) сообщение об операциях (сделках) с физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран;

3) сообщение об операциях (сделках) с физическими лицами, отбывшими наказание за осуществление легализации (отмывания) преступных доходов, террористической или экстремистской деятельности;

4) сообщение об операциях (сделках) с наличными и безналичными денежными средствами.

В настоящий момент проводится работа по разработке проекта постановления Правительства Кыргызской Республики «О мерах по реализации Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов».

В этой связи, до вступления в силу вышеуказанного решения Правительства Кыргызской Республики, финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц представляют в ГСФР сообщения об операциях (сделках) в следующем порядке:

1) сообщение о подозрительной операции (сделке):

Данное сообщение следует формировать с использованием Перечня критериев (признаков) и справочника кодов подозрительных операций (сделок), утвержденного приказом ГСФР от 23 января 2017 года № 1/нпа.

Сообщение о подозрительной операции (сделке) представляется в ГСФР в течение пяти часов с момента признания в установленном порядке операции (сделки) подозрительной.

Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц продолжают применять установленный порядок признания операции (сделки) подозрительной.

Сообщение о подозрительной операции (сделке), включая о попытке совершения подозрительной операции (сделки), должно направляться независимо от суммы совершенной или совершаемой операции (сделки).

2) сообщение об операциях (сделках) с физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран:

Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц представляют в ГСФР указанное сообщение независимо от суммы совершенной операции (сделки) и в течение двух рабочих дней со дня совершения операции (сделки).

Данное сообщение следует формировать с использованием Перечня высокорискованных стран и Перечня критериев (признаков) и справочника кодов подозрительных операций (сделок), утвержденных приказом ГСФР от 23 января 2017 года № 1/нпа.

При этом представляется сообщение о любых операциях (сделках), связанных с физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран (физические или юридические лица, зарегистрированные или действующие в высокорискованных странах).

3) сообщение об операциях (сделках) с физическими лицами, отбывшими наказание за осуществление легализации (отмывания) преступных доходов, террористической или экстремистской деятельности:

Указанное сообщение следует формировать с использованием Перечня физических лиц, отбывших наказание за совершение преступления террористического и/или экстремистского характера, утвержденного приказом ГСФР от 8 февраля 2017 года № 6/п.

При этом представляется сообщение о любых операциях (сделках), связанных с физическими лицами, отбывшими наказание за совершение преступления террористического и/или экстремистского характера.

Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц представляют в ГСФР данное сообщение в течение двух рабочих дней со дня совершения операций (сделок).

4) сообщение об операциях (сделках) с наличными и безналичными денежными средствами:

Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц не представляют сообщения об операциях (сделках) с наличными денежными средствами до утверждения Правительством Кыргызской Республики перечня операций (сделок) с наличными денежными средствами и их пороговой суммы.

Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц представляют информацию об операциях (сделках) с безналичными денежными средствами по запросу ГСФР в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса.

При этом финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц должны представить информацию об операциях (сделках) с безналичными денежными средствами в электронном формате и по форме установленной ГСФР.

Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц продолжают применять:

- приказ ГСФР от 23 января 2017 года № 1/нпа и программное обеспечение (АРМ) для формирования сообщения;

- Форму 1 для заполнения сообщения;

- используемый канал передачи сообщений в ГСФР.


01.10.2015 г. - Лицам, представляющим сведения - разъяснение относительно определения «бенефициарный собственник (выгодоприобретатель)»

В соответствии со статьей 2 Закона Кыргызской Республики «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» (на официальном языке):

«бенефициарный собственник (выгодоприобретатель) - лицо, обладающее правом собственности на денежные средства или имущество и от имени и/или за счет которого клиентом совершается операция (сделка) с денежными средствами или имуществом, либо в соответствии с заключенным договором между таким лицом и клиентом, имеющее возможность прямо или косвенно влиять на совершение клиентом операций (сделок) с денежными средствами или имуществом.».

В соответствии со статьей 2 Закона Кыргызской Республики «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» (на государственном языке) под бенефициарным собственником (выгодоприобретателем) понимается человек (адам), исходя из следующего определения:

«бенефициардык менчик ээси (пайда табуучу) - акча каражаттарына же мүлккө карата менчик ээсинин укугун алып жүргөн жана анын атынан же анын эсебинен кардар тарабынан акча каражаттары же мүлк менен операцияларды (бүтүмдөрдү) жасаган адам, же акча каражаттары же мүлк менен операциялардын (бүтүмдөрдүн) кардар тарабынан жасалышына андай адам менен кардардын ортосундагы түзүлгөн келишимдерге ылайык тике же кыйыр түрдө таасир көрсөтүүгө мүмкүнчүлүгү бар адам.».

Необходимо отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», «в случае расхождения текста Конституции и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики на государственном языке с текстом на официальном языке, текст на государственном языке считается оригиналом, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.».

В связи с этим, под бенефициарным собственником (выгодоприобретателем) следует пониматьфизическое лицо.

29.05.2013 г. - Лицам, представляющим сведения

В соответствии с Законом Кыргызской Республики от 24 мая 2013 года № 80, внесены изменения в Закон Кыргызской Республики «О подготовке к представлению единой налоговой декларации гражданами Кыргызской Республики» от 25 февраля 2010 года № 36 (далее - Закон № 36).
Данный Закон вступает в силу со дня официального опубликования, т.е. с 31 мая 2013 года.

В связи с этим, за период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года в Кыргызской Республике планируется провести декларирование доходов и имущества в целях предоставления физическим лицам и государственным служащим Кыргызской Республики, определенным в статье 8 Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики», возможности исполнить незаявленные обязательства по уплате налогов, таможенных платежей, отчислений по социальному страхованию и иных обязательных платежей в отношении доходов и имущества, полученных по 31 декабря 2012 года включительно, без уплаты названных налогов, отчислений и иных обязательных платежей, за исключением сумм доходов и стоимости имущества, в совокупности превышающих декларационный порог, установленный настоящим Законом.

В этой связи, Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики сообщает следующее:
1) сохраняются права и обязанности лиц, представляющих сведения, предусмотренные в законодательстве Кыргызской Республики о противодействии финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
2) в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона № 36, декларация о доходах и имуществе не является правоустанавливающим или правоудостоверяющим документом, за исключением факта признания погашенными обязательств по уплате налогов, таможенных платежей, отчислений по социальному страхованию и иных обязательных платежей в отношении доходов и имущества, полученных по 31 декабря 2012 года, включительно.
В связи с этим, декларация о доходах и имуществе, заверенная государственным нотариусом согласно Закону № 36 не подтверждает, что имущество или доходы получены законным путем;
3) лица, представляющие сведения, обязаны в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о противодействии финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, проводить идентификацию и верификацию клиентов и бенефициарных собственников на основе оценки рисков, а также направлять сообщения о подозрительных операциях без исключения, независимо от того, является ли клиент - субъектом декларирования согласно Закону № 36.