Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики

Интервью председателя ГСФР КР

04-04-2012
Статус Государственной службы финансовой разведки в системе государственного управления вызвал определенные споры и сомнения в процессе формирования структуры нового правительства. Сегодня все эти дискуссии уже позади.
Распоряжением Премьер-министра Омурбека Бабанова Председателем ГСФР при Правительстве Кыргызской Республики назначен Мамбетжанов Мелис Тулиндыевич. Перед ним сегодня стоит задача – обозначить основные приоритеты политики уполномоченного органа по противодействию финансированию терроризма и легализации преступных доходов, определить стратегию деятельности ведомства и разработать концепцию развития Национальной системы Кыргызской Ресупблики по противодействию финансированию терроризма и отмыванию преступных доходов на среднесрочную перспективу.
  • Мелис Тулиндыевич, в финансовой разведке Вы человек новый, но Ваше образование, опыт работы, непосредственно связаны с финансами, наверное, поэтому Вам не сложно будет разобраться в нюансах новой работы. Как вы считаете?
-- Несомненно. В вашем вопросе, собственно, заложена суть ответа. Да, образование и опыт работы, и, в первую очередь в министерстве финансов, дают основания полагать, что я справлюсь с доверенным мне участком. Конечно, управление государственным бюджетом и финансовый мониторинг – это далеко, не одно, и то же, тем не менее, задача оградить финансовую систему от посягательств, обеспечить ее безопасность, стабильность и нормальное функционирование во многом объединяет функции этих ведомств.
  • Получая назначение на руководящую должность, специалист, как правило, должен уже иметь определенные планы, свое видение перспектив развития ведомства. Каковы Ваши взгляды на стратегию развития Службы и, что Вы считаете необходимым определить в качестве основных приоритетов деятельности ГСФР?
--   Дело в том, что все подразделения финансовой разведки государств мира очень тесно взаимосвязаны. Так повелось изначально, что в мировой борьбе с финансовыми преступлениями тон задают международные стандарты и требования, правовые нормы, обязательные к применению и исполнению для всех государств-членов ООН, например. Особенную роль в противодействии финансированию терроризма и отмыванию преступных доходов играет ФАТФ – международная группа по разработке мер противодействия финансовым преступлениям. При этом, все эти нормы, стандарты и требования имеют тенденцию положительного развития, обновления. Следовательно, и национальные системы по противодействию ФТ/ОД должны обновляться, прогрессировать. Именно в этой плоскости и лежит один из приоритетов ГСФР на ближайшую перспективу. Специалисты нашей Службы приступили к разработке новой редакции закона КР «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Нам необходимо привести все отечественное законодательство, так или иначе втянутое в орбиту борьбы с финансовыми преступлениями, в соответствие с требованиями международных правовых актов и принятых мировым сообществом стандартов. Такая работа уже проводилась Службой в 2007-2008 годах, но я уже сказал, что время не стоит на месте и правила тоже меняются. Исходя из реалий пост кризисной ситуации в мире, нам необходимо, например, ввести в разряд криминальных преступлений такое понятие, как манипулирование рынком ценных бумаг, не менее актуальным является криминализация, так называемых, инсайдерских сделок.
  • Кыргызстан сегодня активно включился в борьбу с коррупцией. Судя по предпринимаемым Правительством и Президентом мерам, борьба обещает быть достаточно серьезной. Относится ли все это и к Вашему ведомству?
-- А разве может быть иначе? К борьбе с коррупцией наша Служба имеет самое непосредственное отношение. По поручению Правительства Кыргызской Республики Государственная служба финансовой разведки разрабатывает совместный план действий с Антикоррупционной службой ГКНБ. Наша Служба является тем самым звеном, о котором говорится в статье 58 Конвенции ООН «По борьбе с коррупцией». То есть, «…подразделением для сбора оперативной финансовой информации, которое будет нести ответственность за получение, анализ и направление компетентным органам сообщений о подозрительных финансовых операциях». Не буду раскрывать все карты, но в рамках дозволенного законом, скажу, что весомая часть отмываемых преступных доходов является следствием коррупционных схем. И этому обстоятельству мы намерены уделить более пристальное внимание. Добавлю только, что борьба с коррупцией – процесс нелегкий, непростой, поэтому вполне логично предвидеть здесь немалое противоборство. Но это уже, как говорится, технологические издержки специфического производства.
  • На последнем Пленарном заседании Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), в Париже, были принята новая редакция Рекомендаций этой международной организации.Насколько, на Ваш взгляд, значимо принятие новых 40 Рекомендаций ФАТФ?
-- Новые 40 рекомендаций ФАТФ - по сути, очередной серьезный шаг в сфере международной борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Очевидно, что они потребуют от всех государств – членов ФАТФ и региональных организаций, в том числе и членов ЕАГ, внесения соответствующих изменений и дополнений в национальные законодательства, касающиеся ПФТ/ОД. Весьма важным для сохранения глобальной стабильности в мировом сообществе является новая рекомендация по противодействию финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Новые рекомендации, касающаяся ужесточения требований в отношении национальных политических деятелей, представляющих повышенный коррупционный риск в силу занимаемых ими постов, а также рекомендации по усилению проверок "на коррупционность" и "отмывание доходов" в отношении их окружения призвана решать более чем актуальные проблемы в развивающихся государственных образованиях.
Другое нововведение касающееся "отмывания" дохода, полученного от налоговых и таможенных преступлений также имеет право на реализацию в национальных законодательствах. До сих пор во многих странах они не входят в реестр уголовных преступлений. Необходимо, чтобы уже в ближайший год законодатели пересмотрели подходы к преступлениям этой категории. Возможно, тогда будут преодолены имеющиеся препятствия на пути международного сотрудничества в вопросах борьбы с налоговыми преступлениями. Новые рекомендации ФАТФ нацелены на обеспечение более эффективного обмена информацией, отслеживания, замораживания, реальных процессов конфискации и возврата незаконно выведенных активов. 
Новые рекомендации ФАТФ, касающиеся усиления полномочий правоохранительных органов и подразделений финансовой разведки содержат не только новые возможности, но и повышенные обязательства, и ответственность соответствующих органов подразделений.
  • Какого эффекта следует ожидать от внедрения новых требований ФАТФ в национальную систему ПОД/ФТ Вашего государства?
Новые требования ФАТФ, прежде всего, будут способствовать повышению эффективности национальной системы ПОД/ФТ. В этом нет, и не сможет быть сомнений, поскольку их внедрение имеет в виду дальнейшее совершенствование национального законодательства в сфере ПОД/ФТ, приведение ее положений в соответствие с международными стандартами и требованиями. А это, в свою очередь, даст Кыргызстану возможность более активного и плодотворного участия в международных процессах борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма и экстремизма. Наша национальная система ПОД/ФТ может и должна стать надежным звеном глобальной цепи противодействия современным угрозам.
  • Что еще о Ваших планах вы бы хотели сказать
-- Я добавлю, что реализация всех этих планов легла в основу Концепции развития Национальной системы ПФТ/ОД Кыргызской Республики на 2012-2015 годы. Разработка Концепции подходит к завершению. И возможно, скоро мы ее представим Правительству. Кроме того, я хочу сказать о том, что реализация не только планов, но и развитие национальной системы ПФТ/ОД невозможно без систематической подготовки, обучения и повышения квалификации специалистов самой Службы финансовой разведки, сотрудников правоохранительных, надзорных и судебных органов. Проведение регулярных обучающих семинаров, участие в работе международных конференций – это лишь часть процесса подготовки кадров. Здесь необходим более системный подход, в том числе, создание на базе ГСФР учебно-методического центра по финансовому мониторингу. Тем более, что у такого центра есть реальная перспектива стать региональным учебным центром.
Пресс-служба ГСФР