Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики

Дерегулирование в финансовом секторе

09-09-2011
Нередко в пылу политических реформ мы говорим о национальной безопасности, при этом напрочь абстрагируясь от экономических проблем, упуская из виду потенциальные финансовые провалы и их негативное влияние на эту самую национальную безопасность. О том, что стабильность финансовой системы и даже относительная экономическая независимость являются краеугольными камнями в фундаменте политической надстройки и государственного строительства спорить не приходится. Это истина, которая не требует доказательства.
Прогнозы мировых аналитиков о возможной второй волне мирового финансово-экономического кризиса, как это ни жаль, сбываются со всей очевидностью. Если кризис 2008-2009 годов стал возможным вследствии спекулятивного роста цен на эенргоносители, в частности, мировых цен на нефть, то причиной второй волны, по мнению экспертов, надо считать резкий рост мировых цен на золото и другие драгоценные металлы. На 2013-2015 годы эксперты прогнозируют третью волну кризиса. Что ляжет в ее основу, пока судить сложно.
Сегодня финансово-экономическая система США и целого ряда Европейских государств переживает не самые лучшие времена, а стабильность финансовых систем отдельных мировых держав оставляет желать много лучшего. С одной стороны, сказывается остаточное влияние первого и мощный удар второго кризиса. Может ли это обстоятельство не волновать такие небольшие страны, как Кыргызстан, финансовые возможности которой крайне ограничены, а экономическое развитие во многом зависит от благополучия стран, потенциальных доноров? Вопрос, конечно же, риторический.
В условиях мирового кризиса Кыргызстан, обязан защищать имеющиеся в его распоряжении финансовые возможности, уберечь свою финансовую систему от качки и непременных ударов кризисной волны, как это пытаются делать все государства мира.
В Кыргызстане на законодательном уровне преобладает либеральная финансовая политика. И именно это обстоятельство может стать “ахиллесовой пятой” для отечественной финансовой системы. Регулирование финансовой системы, усиление механизмов контроля за банковскими и небанковскими операциями, снижает риски появления спекулятивных явлений, например, по курсу валют, позволяет избежать фальсификации финансовой отчетности, и помогает определить обективную стоимость финансового инструмента – ценные бумаги (векселя, облигации, деривативы).
Антонимом финансового регулирования является дерегиулирование. К чему может привести дерегулирование? Это, во-первых, снижение контроля за финансовыми действиями и потеря прозрачности в этом сегменте. Отсутствие прозрачности, в свою очередь, приводит к смещению точки пересечения спроса и предложения. Это достигается искусственным повышением цен на энергоносители и товары первой необходимости, искусственным регулированием курса валют и т.д.
Во-вторых, дерегулирование приводит к фальсификации финансовой отчетности, которая позволяет искусственно увеличить доходные показатели компании или кредитно-финансового института, тем самым повысить привлекательность акций этого бизнес-субъекта. Проще говоря, ложная доходность предприятия способна привлечь большее количество покупателей акций и ценных бумаг этой компании или банка. Увеличение потока желающих приобрести акции “доходного” предприятия, в свою очередь, дает импульс к механическому увеличению таковых. И далее, чем больше акций и всевозможных ценных бумаг, тем меньше их истинное содержание, тем меньше они подкреплены финансовыми возможностями компании. В конце концов, все это приводит к элементарным “мыльным пузырям”, которые лопаются с течением времени и обнажают кризисное состояние предприятия.
В третьих, дерегулирование ведет к увеличению ликвидности денежной массы. В качестве наиболее свежего и заметного примера можно привести технический дефолт в США и попытку выхода из него через увеличение ликвидности (неустанная работа станка, печатающего денежные знаки). В свою очередь чрезмерная ликвидность ведет к росту инфляции, а следовательно и к подорожанию уровня жизни населения. Рост цен на продукты питания, который мы наблюдаем в последнее время во всем мире, является прямым следствием чрезмерной массы ликвидности, как средства борьбы мировых держав с финансово-экономическим кризисом, в том числе, как попытка вывода США из долговой ямы. По некоторым данным в этих целях уже напечатано 10 триллионов долларов.
К чему может привести дерегулирование в Кыргызстане?
На фоне происходящих в мире не самых лучших финансовых процессов, дерегулирование финансовго рынка Кыргызстана может привлечь внимание финансовых мошенников международного масштаба. Наша страна уже имеет плачевный опыт появления ряда “финансовых воротил”, подобных Максиму Бакиеву и Гуревичу, последвие их “бизнеса” самым серьезным образом сказалось не только на состоянии рядового гражданина, но и на бюджете страны.
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что дерегулирование непременно повлечет за собой активизацию наркоденежных потоков, финансирование терроризма и экстремизма, отмывание доходов организованных преступных групп. 
Непременным следствием дерегулирования будет банкротство коммерческих банков и институтов рефинансирования. Банкротство финансового института влечет за собой потерю сбережений рядового вкладчика, недоверие к финансовой и банковской системе страны. Печальный опыт такого рода самовзрывающихся финансовых институтов мы получили в связи с деятельностью “Рентон групп”, финансовых пирамид “МММ” и “Властелина”, банкротства целого ряда банков, в том числе банков “Максат”, “Меркурий” и т.д.
При имеющихся в стране некоторых признаках политической нестабильности, дерегулирование в области финансов способно расшатать относительно устойчивую банковскую и финансовую системы. В проекте среднесрочной программы развития Кыргызской Республики, в блоке  регулирования и надзора за финансовым рынком КР предусматривается отмена ряда лицензий. В том числе предполагается отмена лицензий на осуществление аудиторской деятельности, отмена лицензий на осуществление дилерской и брокерской деятельности, отмена лицензий на осуществление деятельности инвестиционного фонда, отмена лицензий на организацию азартных игр и т.д.
В блоке Национального банка предполагается отменить лицензирование деятельности ломбардов, лицензирование кредитных союзов, отмена лицензий на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой, лицензий на право проведения банковских операций, как в иностранной валюте, так и в национальной валюте и многое другое. Последнее можно отнести к разряду курьезных.
Что же может значить отмена всех этих лицензий? В первую очередь, это может означать очевидную анархию, то есть, каждый отныне имеет возможность заниматься любым из видов деятельности, перечисленных в среднесрочной Программе развития, бесконтрольно и без соответствующей сертификации. Можно открывать обменки, ломбарды, брокерские и дилерские конторы, ни перед кем не отчитываясь и никого не опасаясь. Кредитные союзы и инвестиционные фонды будут расти, как на дрожжах и при этом не будут нести никакой ответственности.
Апофеозом подобной либерализация финансового сектора станет дестабилизация, финансовой системы Кыргызстана. Напрашивается вполне закономерный вопрос - для чего это делается, на что нацелена дальнейшая бесконтрольная либерализация финансовой системы страны? Если дестабилизация финансовой системы означает не что иное, как потерю экономической безопасности государства, которая является составной частью национальной безопасности. В статье 3 закона КР «О лицензировании» определены основные принципы лицензирования, а именно: « Введение лицензионного порядка имеет место по соображениям государственной безопасности, реализации государственной монополии, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан».
Основные выводы:
·         Лицензирование это способ регулирования;
·         Лицензирование в финансовом секторе напрямую связано с финансовой безопасностью страны;
·         Финансовая безопасность – главная составляющая национальной безопасности;
·         Цель исполнительной власти - обеспечить безопасность общества.
     
  Аналитическое управление ГСФР