Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики

Результаты анализа ГСФР: - Бюджет страны недополучает существенные денежные отчисления...

05-09-2011
Сегодня в Кыргызской Республике существует, весьма серьезная проблема – огромный дефицит государственного бюджета. Судя по некоторым данным, эта проблема имеет определенную тенденцию роста и перехода в последующие бюджетные годы. Есть ли неиспользованные возможности и источники, способные хоть в какой-то мере перекрыть имеющийся дефицит?
Анализ внешнеэкономической деятельности иностранных физических лиц с Китайской народной Республикой, проведенный финансовыми аналитиками Государственной службы финансовой разведки при Правительстве КР показал, что в этом сегменте кроется существенный резерв пополнения бюджета. Анализ проводился на основе сообщений банков КР о подозрительных операциях и операциях превышающих пороговую сумму, направляемых в ГСФР. Исследование охватывает период с 2008 по ноябрь 2010 года.
Основной целью анализа является изучение сущности операций по переводу денежных средств в Китай иностранными физическими лицами, находящими на территории Кыргызстана.
Динамика денежных переводов за эти годы однозначно и стабильно возрастала. Так, если в 2008 году переводы в Китай составляли 10 150 400 000 сомов, то в 2009-м этот показатель увеличился на 6, 5 миллиарда сомов, а за 11 месяцев 2010 года он составил 14 527 300 000 сомов. И это при том, что, во-первых, данные были взяты за неполный год, во-вторых, с апреля по ноябрь 2010 года активность денежных переводов снизилась на 30% (3,87 млрд. сомов) в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Аналитики полагают, что это было обусловлено нестабильной политической ситуацией в Кыргызстане и вхождением основных контрагентов КР в Таможенный союз.
Структурирование денежных переводов по физическим лицам дает возможность определить % принадлежности оборота денежных средств физическим лицам. Так, согласно анализу, 80% оборота денежных средств приходится на долю не более, чем 100 человек. Это свидетельствует о наличии в данном сегменте крупных иностранных предпринимателей. Не исключено, что данные предприниматели аккумулируют денежные средства более мелких предпринимателей для оптовой закупки и доставки товаров из Китая на известные оптово-розничные рынки Кыргызстана.
Поскольку, по данным финансовых аналитиков ГСФР, существенная часть, то есть, 80% переводов приходится на города Бишкек и Ош, логично предположить, что именно эти города и являются основными пунктами аккумуляции денежных средств и перевода их в Китай, а также пунктами распределения импортируемых товаров по другим регионам Кыргызской Республики.
Денежные средства для перевода, как правило, и в подавляющем большинстве вносятся в наличной форме, поэтому очень сложно доподлинно определить природу и источник их происхождения. Кроме того, по мнению аналитиков, вследствие неразвитости или неправильного применения системы кодов по подозрительным операциям, достоверно определить количество денежных средств, внесенных в наличной форме, также не представляется возможным. Удалось установить точно, что за исследуемый период в наличной форме было внесено 20 миллиардов сомов. А поскольку данные по остальным переводам не позволяют более точно говорить о способе их включения в оборот, то, исходя из существующего опыта деятельности иностранных предпринимателей в оптово-розничной торговле, можно с большой долей вероятности, предположить, что  основная часть остальных переводов также вносилась в наличной форме.
Наиболее часто используемыми средствами перевода денежных средств являются системы быстрых переводов с упрощенной идентификацией клиента и банковские счета. При этом, по данным анализа, денежные средства по системам быстрого перевода в большинстве случаев направляются в адрес юридических лиц для приобретения товаров, а это противоречит законодательству Кыргызской Республики, которая запрещает использование систем быстрого перевода в коммерческих целях. Но иностранных предпринимателей это обстоятельство, видимо, нисколько не смущает.
95 % всех переводов частных лиц в Китай являются оплатой за товары. При этом в перечне товаров, главным образом, т.е. 80-90% от общего объема переводов в Китай, значится текстильная продукция. Это свидетельствует о крайне узком направлении деятельности иностранных физических лиц в Кыргызстане.
Некоторые данные проведенного анализа дают основания полагать, что в Кыргызстане система надлежащего контроля над деятельностью частных предпринимателей действует крайне неэффективно. Не сложно предположить, что это наносит серьезный ущерб государственному бюджету страны. Такой вывод напрашивается хотя бы даже из того, что, например:
·      38 из 95 крупнейших иностранных предпринимателей зарегистрированы в Министерстве труда, занятости и миграции;
·      6 из 95 крупнейших иностранных предпринимателей за весь исследуемый период уплатили в бюджет государства отчисления на основе добровольного патента в размере 105 тысяч сомов, в то время, как налоговые отчисления, по самым скромным подсчетам должны составлять не менее 4 миллиардов сомов;
·      Ни один из 95 крупнейших иностранных предпринимателей, как оказалось, не проходит по базе данных Государственной таможенной службы КР.
Исходя из анализа сумм денежных переводов, по меньшей мере, 38 физических лиц подпадают под статус крупного налогоплательщика, следовательно, и налоговые отчисления они должны осуществлять соответствующие. Иностранные физические лица, по данным анализа, главным образом, заняты в сфере торговли, для которой, законодательством КР предусмотрены такие налоговые отчисления, как:
·         Налог на добавленную стоимость (НДС) – 12 %;
·         Налог с продаж – 1 % для плательщиков НДС, 2 % для неплательщиков НДС.
При этом, НДС с владельцев лицензий взимается, исходя из разницы между годовым оборотом и порогом НДС. В итоге, даже по приблизительным расчетам налоговые отчисления в бюджет КР от деятельности иностранных физических лиц должны были составлять:
·         В 2008 году – 1 млрд. 141 млн. сомов;
·         В 2009 году – 1 млрд. 924 млн. сомов;
·         В 2010 году (за 11 месяцев) – 1 млрд. 582 млн. сомов.
Неэффективность контроля над деятельностью частных предпринимателей дает основания полагать, что львиная доля необходимых, расчетных налоговых отчислений не была направлена в бюджет страны.
Данные таможенных органов КР показывают, что ни один из 95 крупнейших иностранных предпринимателей не импортировал товары на территорию Кыргызской Республики, в связи с чем напрашивается вывод о том, что:
·         либо импорт осуществляется с нарушениями таможенного законодательства;
·         либо при посредничестве крупных экспедиторов – теневиков.
Не сложно предположить, что и в данном направлении бюджет недополучает существенные денежные отчисления.
Основные выводы, сделанные финансовыми аналитиками ГСФР заключаются в следующем:
1.      В Кыргызской Республике работает большое количество иностранных физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по импорту товаров из Китая. 90% импорта приходится на долю текстильной продукции, а основными регионами импорта являются Бишкек и Ош;
2.      Суммарные обороты иностранных физических лиц ежегодно увеличиваются;
3.      По причине не эффективности механизмов контроля над деятельностью частных предпринимателей, в Кыргызстане отсутствует надлежащий налоговый и таможенный учет деятельности данного сегмента рынка;
4.      По данным анализа, вследствие слабого контроля, только от деятельности иностранных предпринимателей работающих с Китаем, государственный бюджет КР недополучает в виде неуплаты налоговых и таможенных отчислений 1-2 млрд. сомов ежегодно.
С января по май месяц 2011 года финансовые аналитики Государственной службы финансовой разведки расследовали и передали в Службу финансовой полиции ряд материалов, по которым было возбуждено несколько уголовных дел по фактам незаконного предпринимательства и отмыванию доходов, полученных преступным путем. Ущерб от деятельности фигурантов этих уголовных дел следственными органами уточняется.
 Пресс – служба ГСФР