Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики

На Пленарном заседании ФАТФ в городе Париж (Франция) утверждена новая редакция Рекомендаций ФАТФ

28-02-2011

 В результате более, чем двухлетней работы, благодаря усилиям государств-членов, частного сектора и гражданского общества, на очередном Пленарном заседании ФАТФ утверждена новая редакция Рекомендаций ФАТФ, являющихся международным стандартом в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма, а теперь и противодействию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ). 

Президент ФАТФ Джанкарло Дель Буфало заявил, что утверждение пересмотренных рекомендаций ФАТФ демонстрирует приверженность всех государств-членов к общему делу по ПОД/ФТ. Пересмотренные рекомендации включают  в себя требования по укреплению гарантий в финансовом секторе, укреплению правоохранительных инструментов и укреплению международного сотрудничества. 

На сегодняшний день отмывание преступных доходов, финансирование терроризма и иные виды незаконного финансирования представляют угрозу для безопасности, развития и безупречности финансовой системы, по оценкам размеры «отмытых» преступных доходов, составляют от 2 до 5% от мирового ВВП.
Пересмотренные Стандарты ФАТФ нацелены на усиление глобальных мер зашиты от незаконного финансирования и обеспечат странам возможность более скрупулезно и полноценно выполнять эти Рекомендации. На глобальном уровне, ФАТФ также будет следить, и принимать меры в целях содействия осуществлению этих стандартов, поскольку соблюдение государствами Рекомендаций ФАТФ:
- позволит обеспечить более прочную основу для ПОД/ФТ и для решения проблем по новым угрозам международной финансовой системе;
- позволит национальным органам власти принимать более эффективные меры ПОД/ФТ на всех уровнях - от идентификации клиентов до завершения уголовного преследования и конфискации имущества. 
Рекомендации ФАТФ являются основой для выполнения всеми странами общей задачи по ПОД/ФТ. ФАТФ призывает все страны эффективно реализовывать эти меры в рамках их национальных систем и иметь эффективные системы ПОД/ФТ.
 
Основные изменения в Рекомендациях ФАТФ коснулись следующих областей:
1) Применение риск-ориентированного подхода:
Пересмотренные Рекомендации требуют от стран использовать основанный на оценке риска подход (риск-ориентированный подход) при реализации мер ПОД/ФТ.
Странам следует понимать угрожающие им риски отмывания денег и финансирования терроризма и адаптировать свои системы ПОД/ФТ, исходя из характера этих рисков – применять усиленные меры в областях повышенного риска и упрощенные меры там, где риск является невысоким. Используя основанный на оценке риска подход, страны смогут более эффективно направлять свои ресурсы и реализовывать предупредительные/профилактические меры, соответствующие уровню риска в конкретных секторах или сферах деятельности. Надлежащим образом используемый подход, основанный на оценке риска, сделает систему ПОД/ФТ более эффективной и менее затратной.
2) Прозрачность:
Отсутствие/недостаток прозрачности в вопросах, кающихся владения или контроля над юридическими лицами и юридическими образованиями, либо, касающихся участников электронных переводов денег, делает их уязвимыми для незаконного использования преступниками и террористами.
ФАТФ стремится значительно повысить прозрачность в рамках пересмотра Рекомендаций, что означает введение требований о наличии надежной информации о бенефициарном владении и контроле над компаниями, трастами и иными юридическими лицами или юридическими образованиями. Это также означает предъявление более жестких требований к информации, которая должна сопровождать электронные переводы денежных средств. Меры по повышению прозрачности, реализованные в глобальном масштабе, затруднят сокрытие своей деятельности преступниками и террористами, а также укрепят глобальные усилия, направленные на борьбу коррупцией.
3) Международное сотрудничество:
По мере того, как угрозы отмывания денег и финансирования терроризма приобретают все более глобальный характер, ФАТФ также увеличила масштабы международного сотрудничества между компетентными органами и финансовыми группами. Пересмотренные Рекомендации будут способствовать принятию мер по более эффективному обмену информацией, отслеживанию, замораживанию, конфискации и репатриации незаконных активов.
4) Более простые, ясные и актуальные:
ФАТФ актуализировала свои Рекомендации с тем, чтобы отразить изменения, происходящие в финансовом секторе (например, для введения более четких требований для финансовых групп, которые полагаются друг на друга при осуществлении необходимых мер контроля в области ПОД/ФТ), а также для использования опыта, накопленного странами при реализации Рекомендаций ФАТФ (например, путем уточнения требований, касающихся надлежащей проверки клиентов, в случае, если страны испытывают практические затруднения при их выполнении).
5) Всеохватывающие:
Рекомендации были актуализированы для отражения вопросов, поднятых представителями частного сектора и гражданского общества, а все изменения и дополнения были разработаны путем проведения публичных консультаций.
6) Новые угрозы и приоритетные задачи:
ФАТФ реагирует на новые и возникающие угрозы, связанные с незаконным финансированием, а также решает приоритетные задачи, поставленные международным сообществом, т.е. большой двадцаткой. Ключевыми вопросами, на которых сосредоточено внимание, являются:
а) борьба с финансированием распространения оружия массового уничтожения:
Незаконное распространение оружия массового уничтожения вызывает большую озабоченность с точки зрения обеспечения безопасности, и финансовые меры могут оказаться эффективным инструментом для противодействия этой угрозе. ФАТФ приняла новую Рекомендацию, направленную на обеспечение согласованного и эффективного применения адресных финансовых санкций по требованию Совета безопасности ООН.
б) коррупция:
Рекомендации ФАТФ ужесточают требования в отношении политических деятелей, которые могут представлять повышенный коррупционный риск в силу занимаемых ими постов. Требование о применении усиленных мер надлежащей проверки в отношении иностранных политических деятелей было расширено путем введения новых требований в отношении национальных политических деятелей и международных организаций, а также в отношении членов семей и близких связей – с отражением методов, используемых коррумпированными чиновниками и клептократами для отмывания коррупционных доходов.
В перспективе благодаря новым стандартам ФАТФ будет более широко внедряться практика проверки источников их денежных средств.
в) налоговые преступления:
Список предикатных преступлений, используемых для отмывания денег, был расширен, и теперь включает налоговые преступления. Это позволит расширить и распространить полномочия, используемые для противодействия отмыванию денег, на незаконное уклонение от уплаты налогов и на доходы, полученные в результате уклонения от налогообложения. Это также послужит укреплению взаимодействия между налоговыми органами и органами, отвечающими за противодействие отмыванию денег, и устранит возможные препятствия на пути международного сотрудничества в вопросах борьбы с налоговыми преступлениями.
г) финансирование терроризма:
Финансирование терроризма остается вопросом, вызывающим серьезную озабоченность международного сообщества, и в Стандартах ФАТФ ему по-прежнему уделяется основное внимание. Девять Специальных Рекомендаций ФАТФ, касающихся борьбы с финансированием терроризма, были полностью объединены с Сорока Рекомендациями. Это отражает тот факт, что проблема финансирования терроризма является долговременной озабоченностью, а также отражает связь между мерами по противодействию отмыванию денег и мерами, направленными на борьбу с финансированием терроризма.
Что касается выполнения новых стандартов, то на переходный период дается год. Это означает, что уже 2013 год миссия ФАТФ начнет с проведения нового раунда оценок по выполнению своих рекомендаций.
Также в связи с принятием новых рекомендаций, ФАТФ выбрал новый логотип. Форма нового логотипа, щит, представляет собой инструмент, с которым власти могут защитить свои финансовые системы от преступлений. Сила рекомендаций ФАТФ и процессы дополнительно подчеркивается выбором цвета. Круг в щит представляет собой ссылку на глобальный характер работы ФАТФ. В глобальную сеть ФАТФ вовлечены более 180 стран, которые взяли на себя обязательство бороться с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения. Отныне это будет новый официальный логотип FATF. Логотип существует в английском, французском и двуязычном варианте. 
 
Примечание:
ФАТФ (FATF - The Financial Action Task Force) -  является глобальной международной организацией, вырабатывающей мировые стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (с недавнего времени по противодействию финансированию распространения оружия массового уничтожения), а также осуществляющая оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ государств этим стандартам.
ФАТФ была создана в 1989 г. по решению стран «Большой семерки» и является межправительственной технической организацией, в состав которой входят 36 государств-членов, и в ее деятельности принимают участие свыше 180 стран в рамках глобальной сети Региональных групп по типу ФАТФ.
В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005), Рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами-членами ООН.
Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) является ассоциированным членом ФАТФ. В ЕАГ входят девять государств: Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. ЕАГ является ассоциированным членом ФАТФ.  Более подробную информацию о рекомендациях ФАТФ, можно найти на сайте  www.fatf-gafi.org.
15 февраля 2012 г. вступило в силу Соглашение о ЕАГ, что ознаменовало завершение формирования группы в качестве межправительственной организации
16.02.2012

Накануне, 14 февраля 2012 г. в Париже было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Евразийской группой об условиях пребывания Секретариата ЕАГ на территории России. Соглашение регулирует отношения между страной пребывания и ЕАГ, а также содержит условия нахождения сотрудников организации на территории России.
Со стороны ЕАГ соглашение подписано Заместителем Председателя - г-ном Лю Чженмином, от имени Правительства Российской Федерации – руководителем Росфинмониторинга - Ю.А.Чиханчиным. Соглашение подлежит ратификации в Российской Федерации.
Напомним, что 16 июня 2011 г. в Москве Соглашение о ЕАГ подписали Беларусь, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Впоследствии, к Соглашению присоединились Казахстан и Индия. Подписание Соглашения стало новым этапом в развитии Евразийской группы, и будет способствовать её дальнейшему развитию.