Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики

К пятилетию со дня образования Государственной службы финансовой разведки Кыргызской Республики «Вечерний Бишкек» 9 сентября 2010 г.

14-09-2010

Пять лет назад 8 сентября 2005 года в Кыргызстане была создана Государственная служба финансовой разведки. Образование подобного органа в Кыргызской Республике было продиктовано настоятельной необходимостью активного участия суверенного государства в общемировой борьбе с угрозами современности, международной организованной преступностью. Наша страна не может и не должна оставаться сторонним наблюдателем происходящей в мире сложной борьбы с терроризмом, торговлей оружием, незаконным оборотом наркотиков, и финансированием подобных явлений преступными сообществами.

         Тенденции противодействия легализации доходов преступной деятельности реальные черты начали обретать еще в начале 80-х годов прошлого столетия. Хотя в отдельных странах необходимость такой борьбы назрела значительно раньше. В качестве классического примера можно привести США времен Великой депрессии, когда страну захлестнула власть гангстерских синдикатов и мафиозных кланов. Баснословные прибыли от их преступной деятельности уже к 40-м годам стали выходить из теневого оборота в виде легальных частных банков, ресторанов, казино, строительных, нефтеперерабатывающих и других компаний и фирм. Некоторые исследователи считают, что собственно легализация доходов начиналась с создания частных прачечных заведений, через которые прокручивались миллионы наличных долларов. Появление устойчивого термина «отмывание денег» специалисты связывают именно с этими «прачечными» операциями.

К середине 80-х годов двадцатого столетия необходимость в современной стратегии борьбы с отмыванием денег стала очевидной. Отправной точкой в развитии этой тенденции принято считать переговоры в рамках Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в 1988 году. Разработка стратегии противодействия отмыванию денег наглядно показала, что традиционными методами борьбы с преступностью здесь не обойтись. Во-первых, правоохранительные органы имеют весьма ограниченный доступ к соответствующей финансовой информации, во-вторых, сотрудники традиционных правоохранительных структур, как правило, не имеют необходимого опыта работы в финансовой сфере, далеки от сложных и хитрых схем отмывания денег. Без сомнения, реализация подобной стратегии требовала создания и привлечения к этой борьбе специальных подразделений, состоящих из людей с достаточным опытом работы в финансовых структурах, и обладающих  знаниями финансовой системы.

Так, первые подразделения финансовой разведки (ПФР) были созданы в начале 90-х годов прошлого столетия. В последующие пятнадцать лет число ПФР резко возросло, в 2003 году Целевая группа по финансовым мерам борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) приняла 40 рекомендаций, направленных на организацию противодействия отмыванию денег, в которые были включены прямые рекомендации по созданию и функционированию ПФР. В 2007 году была образована международная ассоциация ПФР, так называемая группа Эгмонт, которая на сегодня насчитывает в своих рядах подразделения более 120 государств мира. Государственная служба финансовой разведки Кыргызстана, несмотря на свою относительную молодость, также является полноправным членом этой влиятельной организации.  

Подразделение финансовой разведки в Кыргызстане ведет отсчет своей истории со дня подписания Президентом КР Указа «Об уполномоченном органе по борьбе с финансированием терроризма и «отмыванием» доходов, полученных преступным путем - Службе финансовой разведки Кыргызской Республики», от 8 сентября 2005 г.

Основная цель деятельности Государственной службы финансовой разведки КР – это осуществление мер по борьбе с финансированием терроризма и «отмыванием» доходов, полученных преступным путем, обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства, а также целостности, устойчивости финансовой системы Кыргызской Республики. Служба финансовой разведки КР представляет собой апробированный в международной практике пример - ПФР административного типа, не относящегося к системе правоохранительных или судебных органов. Хотя стандартное мышление общества нередко приводит к ошибке в понимании места и роли Службы финансовой разведки в системе государственных органов. ГСФР часто относят к числу правоохранительных или контролирующих органов, приписывают ей оперативные и следственные функции, на самом деле не имеющие ничего общего с деятельностью Службы. Надо полагать, это издержки специфики уполномоченного органа, которая связана со строгой конфиденциальностью рабочего процесса Государственной службы финансовой разведки.

         Пять лет прошедших со дня образования для Службы стали периодом становления, интеграции в мировые процессы борьбы с отмыванием денег. И результаты деятельности за этот период достаточно весомые. К сожалению, положения закона КР «О противодействии финансированию терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем» не позволяют нам углубляться в тонкости работы и достигнутых результатов, поскольку каждая цифра связана с коммерческой или банковской тайной, разглашение которой влечет за собой ответственность. А выявленные участники преступных схем легализации, так или иначе, являются фигурантами уголовного дела. Но, ряд цифр и типологию схем отмывания преступных доходов мы все же имеем возможность привести здесь.

Так, например, на сегодня база данных ГСФР содержит более 2 млн. сообщений. Объем информации, передаваемой подотчетными лицами, составляет в среднем около 2000 сообщений в день. Ежегодно сотрудниками ГСФР проводится анализ около 80 тысяч сообщений с признаками подозрительности, и лишь единицы из этого огромного количества информации дают реальный повод для передачи материала в надлежащие органы и проведения дальнейших следственных мероприятий. С апреля месяца нынешнего года ГСФР направила в правоохранительные органы ряд обобщенных аналитических материалов по подозрению на хищение бюджетных средств на сумму более 40 миллионов сомов.

Вот несколько типичных схем преступного изъятия бюджетных средств, за которыми стоят реальные субъекты экономической деятельности и конкретные люди:

1. Некий субъект «А» заключил  договор с субъектом «В», который по поручению, от имени и за счет первого должен найти поставщиков оборудования, материалов и прочей продукции, а также представлять интересы субъекта «А». Далее, согласно договора, «В» находит некую частную фирму «С» куда переводит денежные средства в размере 69 млн.сомов. В свою очередь фирма «С» перечисляет деньги в сумме более 21 млн. сомов на счет другой частной фирмы «Д». Основание: согласно акта выполненных работ за 2009 год.

Из копии договорной сметы на выполнение подсобных работ и услуг по перевозке груза следует,  что данная фирма должна произвести  разгрузку и погрузку товара. В качестве оплаты за разгрузку и погрузку 27  млн. сомов. Однако, рыночная стоимость составляет не более 4 млн. сомов. Очевидно, что затраты за выполнение вышеуказанных погрузочно-разгрузочных работ по смете завышены на  сумму более 23   млн. сомов. При этом, нелишним будет отметить, что это средства  государственного бюджета республики. Материалы анализа ГСФР по данному факту направлены в правоохранительные органы.

 

2. Другой пример. Финансовый мониторинг информации об операции с признаками подозрительности показал, что некая фирма «Н»  заключила с зарубежной частной фирмой «С»договор на поставку  товара. В данном договоре не указывается цена товара и ее сумма. Фирма «С»  в свою очередь, передала, согласно Договору, частичное исполнение своих обязательств третьему лицу фирме «Х». Вследствие, чего сумма стоимости товара возросла на 130 долларов США за 1 тонну товара, завозимого через посреднические фирмы. Всего, предположительно,  завышение стоимости на весь объем товара составило 16 900 долларов США (или 729, 5 тыс. сомов), опять же оплаченных из бюджетных средств. Анализ  финансовых операций по поставке аналогичного товара  другой фирмой, показал ориентировочную разницу стоимости на сумму более   13 млн. сом. Материалы анализа ГСФР по данным фактам также направлены в правоохранительные органы республики.

3. Пример третий. В данном случае участники финансовой махинации применили достаточно известную и апробированную схему изъятия бюджетных средств. А именно государственное предприятие «С» получает зарубежный грант на закупку техники для сельхозпроизводителей республики почти 200 миллионов сомов, а точнее 5 376 420 долларов США. В результате задействованной финансовой схемы, в которую были вовлечены несколько частных фирм и компаний, ими было присвоено 9 478 247 сомов. Эти средства были получены  в виде наличных сумм по банковским чекам. Материал направлен в правоохранительные органы, где по данному факту возбуждено уголовное дело.

Факты, указанные в приведенных выше типологиях дают основание полагать, что нередко должностные лица незаконно используют бюджетные средства в ущерб интересов государства, применяя для этого уже известные в мировой практике схемы изъятия денежных средств. Такие, как, например, - заключение заведомо невыгодных контрактов при осуществлении государственных закупок. Опыт зарубежных стран, да и примеры из отечественной практики анализа подозрительных операций свидетельствуют, что чаще всего преступное изъятие бюджетных средств происходит при использовании государственных средств в сфере жилищного и дорожного строительства, закупке медицинского оборудования, другой техники и товаров, объектов недвижимости. При проведении госзакупок часто цены на товары превышают среднерыночные, или в тендерных конкурсах принимают участие несколько фирм принадлежащих одному лицу, еще чаще чиновники лоббируют «свои» фирмы. Понятно, что небезвозмездно.

          

Выступая перед участниками 12-го Пленарного заседания Евразийской группы по противодействию легализации доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) Председатель ГСФР Туратбек Мадылбеков отметил, что в период народных волнений 7-8 апреля 2010 года из банковских счетов Кыргызстана были выведены сотни миллионов долларов США. Львиная доля этих средств контролировалась членами семьи экс президента, и что по фактам создания ими коррупционных схем, отмывания денег и легализации доходов, незаконной приватизации государственного имущества и хищению государственных средств в особо крупных размерах Генеральной прокуратурой КР возбуждено более ста уголовных дел.

ГСФР направила международные запросы по отслеживанию счетов, их приостановлению, проведению финансовых расследований, поиску активов и самих фигурантов данных уголовных дел.

Пять лет в системе государственного управления – срок, конечно же, небольшой. Но, не возраст определяет степень необходимости государственного органа в жизни страны, а уровень и эффективность его деятельности. Коэффициент полезного действия и степень вклада органа в достижение главной цели государства – повышения благосостояния народа и развитие страны, - вот что должно быть основным ориентиром в определении места и роли госоргана в системе управления. А эту задачу Государственная служба финансовой разведки решает полноценно, о чем свидетельствуют результаты ее деятельности.  

 

Пресс-служба ГСФР КР